Значение ГОРСКИЙ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ГОРСКИЙ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

(1812—1875) — известный ученый, сын профессора Костромской семинарии. Получил образование в Московской духовной академии, где был профессором церковной истории. В 1860 г. он был рукоположен во священника, не вступив в брак, и в тот же год получил звание протоиерея. В 1864 г. получил степень доктора богословия и назначен ректором Академии. За его огромные знания Г. звали энциклопедией. Время не благоприятствовало тому, чтобы Г. высказался весь в своей системе научного миросозерцания, во всей широте своих познаний. Митроп. Филарет, зорко следя за академической жизнью и мыслью, стеснял свободу научного развития и, будучи богословом-догматистом, не сочувствовал церковно-исторической постановке богословского образования, представителем которого был Г. Горский, поэтому, остерегался писать и оставил сравнительно мало печатных трудов; притом большая часть их написана по поручениям. По поручению митроп. Филарета Г., в 1849 г., предпринял, вместе с К. И. Невоструевым, известнейший труд свой: "Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки". Г. принадлежала ученая редакция труда и руководительство своим сотрудником, сначала неопытным. Некоторые важные отделы написаны самим Г. Он трудился над описанием 13 лет, до назначения ректором Академии, но не оставлял своей помощью Невоструева и после, когда тот один вел дело. Труд Г. и Невоструева — целая сокровищница критически очищенных фактов по истории русского и южно-славянского языков. Учеными описателями был сделан ряд открытий в области не только древней славяно-русской, но и греческой, древнехристианской литературы. "Описание" не было окончено; появилось в печати только пять томов, шестой, совершенно готовый, не издан, значительная часть тетрадей растеряна. — Все остальные труды Г. отличаются полнотой материала, объективностью построений, крайней осторожностью в выводах, сжатостью, точностью и простотой стиля. Его исследования по русской и южно-славянской истории, которой он занимался с особенной любовью, почти все составлены по рукописным источникам и до сих пор сохранили большое значение. В небольших статьях, обычно без подписи, Г. опубликовывал свои открытия в указанных областях. Лекции Г. отличались новизной материала и строгостью метода. С характером их можно познакомиться по его курсу "История евангельская и церкви апостольской", изданному два раза. Г. и Филарет Гумилевский произвели переворот в учебной постановке дух. академий и на самое видное место поставили историю. Проводником нового научного направления был журнал "Прибавления к Творениям св. отцов", основанный в 1843 г.; Г. был одним из редакторов журнала и самым деятельным его сотрудником. Проводником нового направления в академическую среду был один Г. К Г. обращались за указаниями и советами такие ученые, как Погодин, Срезневский, Сухомлинов, Бодянский; другие работали при помощи Г. (А. Н. Муравьев, Савва, впоследствии тверской, гр. М. В. Толстой, Филарет Гумилевский). Главнейшие труды Г., кроме вышеупомянутых: I. По истории древней церкви: "Образование канона священных книг Нового Завета" ("Прибавл. к Творениям св. отцов", кн. 24); "Жизнь св. Афанасия Александрийского" (ib., кн. 10); "Жизнь св. Василия Великого" (ib., кн. 3); "Жизнь блаж. Феодорита, епископа кирского" (ib., кн. 14); "О сане епископском в отношении к монашеству в церкви восточной" (ib., кн. 21). II. По истории русской церкви: а) издания памятников — "Памятники духовной литературы времен вел. кн. Ярослава I" (ib., кн. 2); "Послание к Василию, архимандриту печерскому XII в." (ib., кн. 10); "О древних канонах св. Кириллу и Мефодию" (ib., кн. 15); "О древних словах на св. Четыредесятницу" (ib., кн. 17); б) исследования — "Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой лавры" (отд. кн., много раз изданной); "О св. Кирилле и Мефодии" ("Москв.", 1843, ч. 3); "О сношениях русской церкви со святогорскими обителями до XVIII стол." ("Прибавления к Твор. св. отцов", кн. 6); "О духовных училищах в Москве в XVII веке" (ib., кн. 3). Ряд биографий митрополитов русских: Кирилла II, св. Петра, св. Алексия, Киприана, Фотия, св. Ионы, Феодосия и Филиппа I, Петра Могилы в "Прибавл. к Творен. св. отцов" (кн. 1, 2, 6, 11, 4 и 16). III. Поучения и речи, изданные в "Прибавлениях" и в "Богословском Вестнике". Подробный перечень всех трудов Г. см. в "Истории Московской дух. академии", С. К. Смирнова, стр. 124—127.Наиболее подробную биографию Г. представляет книга С. Попова: "Ректор Московской духовной академии протоиерей А. В. Горский" (Сергиев Посад, 1897), сжатую биографию-характеристику — актовая речь С. Смирнова 22 окт. 1900 г.; довольно обширная литература о Г. указана и там, и здесь. Памяти Г. посвящена книжка "Богословского Вестника" за ноябрь 1900 г., составленная из речей, произнесенных на акте по случаю 25-летия со дня смерти его, и материалов для оценки его жизни и деятельности. Эти речи и материалы изданы отдельно под заглавием: "Протоиерей А. В. Горский в воспоминаниях о нем Моск. духовной академии в 25-ую годовщину со дня его смерти". См. С. Смирнов, "Горский" в "Православной Богословской Энциклопедии" (т. IV, СПб., 1903).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.