Виктор Владимирович [1894—] — лингвист и литературовед. Ученик академика Шахматова («Диссертация о северо-русском яти» в «Известиях Академии
241 наук» за 1923). Действительный член Государственного института истории искусств. «Внутренним развитием своей науки вынужден обратиться к истории лит-ры для исследования вопросов слова». В теоретическом плане тяготеет к стилистике (статьи в сборниках «Русская речь» и «Поэтика»); в историческом плане больше всего изучает 30-е и 40-е гг.: творчество Гоголя, молодого Достоевского и натуральную школу. Свой метод В. называет историко-филологическим; правильнее считать его формально-лингвистическим. Традиционная для ленинградского формализма теоретическая установка осложнена у Виноградова углубленным анализом поэтического языка (работы о «Двойнике», о «Житии Аввакума», об Анне Ахматовой). Немаловажное достоинство В. заключается в использовании малоизвестной беллетристической продукции. Не довольствуясь имманентным изучением шедевров, Виноградов обращается к той литературной среде, в которой они складывались. Этим В. убеждает читателя в характерности поэтического факта для данной эпохи. Шедевр вырастает из массовой продукции; массовая продукция, сложившись в определенную лит-ую традицию, сопутствует шедевру. Сюжет «Носа» вырастает, по В., из ходячего анекдота, объединившего популярные в литературе 30-х годах толки и каламбуры об исчезнувшем носе. «Бедные люди» Достоевского могут быть поняты исключительно на фоне многочисленных произведений натуральной школы. Но лингвистическая утонченность и широта историко-литературного диапазона существуют у В. за счет научной социологии. Его работам свойственен общий порок всей формальной школы — полное небрежение к социальному генезису и социальной функции лит-ого факта. Подобно Эйхенбауму и Тынянову, В. изучает произведение в полном отрыве от порождающего его классового бытия. Это лишает его построения научности. Библиография: I. Исследования в области фонетики северно-русского наречия. I. Очерки из истории звука ? в северно-русском наречии, «Известия Отделения русск. яз. и словесности Акад. наук», т. XXIV, кн. 1 и 2, 1919; Методы изучения рукописей как материала для построения исторической фонетики русского яз. в исследованиях акад. А. А. Шахматова, там же, т. XXV, 1920; Сюжет и композиция повести Гоголя «Нос», «Начала», 1921, I; Стиль петербургской поэмы «Двойник», сб. «Достоевский», I, под ред. А. С. Долинина, П., 1922; О задачах стилистики. Наблюдение над стилем «Жития протопопа Аввакума», «Русск. речь», сб. статей под ред. Л. В. Щербы, П., 1923; О поэзии Анны Ахматовой (стилистич. наброски), Л., 1925; Жюль Жанен и Гоголь, альманах «Лит-ая мысль», III, Л., 1925; Гоголь и натуральная школа, изд. «Образование», Л., 1925; Проблема сказа в стилистике, «Поэтика», Временник Отд. слов. искусств Гос. ин-та ист. искусств, I, изд. «Academia», Л., 1926; Этюды о стиле Гоголя, изд. «Academia», Л., 1926; К истории лексики русск. лит-ого яз., «Русск. речь», Новая серия, I, под ред. Л. В. Щербы, изд. «Academia», Л., 1927; Эволюция русского натурализма, изд. «Academia», Л., 1929. II. Переверзев В. Ф., Творчество Гоголя, изд. 2-е, Ив.-Вознесенск, 1926 и 3-е, Гиз, 1929 (предисловие).