Значение МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

МИТРОФАН ВОРОНЕЖСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Митрофан Воронежский ( 1623 - 1703 ), епископ , святитель .

Память 7 августа , 4 сентября , 23 ноября [1] , в Соборе Ивановских святых

Свт. Макарий (в миру Михаил, в схиме Макарий) родился 6 ноября 1623 г. от благочестивых родителей, по свидетельству самого святителя.

До 40 лет будущий святитель жил в миру, был женат, имел сына и служил приходским священником в с. Сидоровском , расположенном недалеко от г. Шуи .

Уже в это время он зарекомендовал себя добрым пастырем, нежным и заботливым отцом.

В 1663 г., овдовев, принял монашество в Золотниковской Успенской пустыни Суздальского уезда. Обитель, принявшая подвижника, была очень бедной, но он полюбил ее на всю жизнь и даже хотел быть в ней погребенным.

Однако богоугодная жизнь Митрофана не могла быть скрыта от окружающих. Братия Яхромского Космина монастыря в июне 1655 г. избрала его своим игуменом. Почти 10 лет управлял он названным монастырем, насаждая среди братии дух благочестия, ревнуя и о внешнем благоукрашении святой обители.

В 1675 г. Митрофан был переведен игуменом Макариева Желтоводского монастыря , что на р. Унже, Костромской епархии, которым управлял почти семь лет. Здесь он построил теплый храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и украсил его церковной утварью и иконами. Освящена новая церковь в 1680 г.

Благочестивая и подвижническая жизнь игумена Митрофана выдвинула его на пост архипастырского служения.

На соборе 1681-1682 гг. для борьбы с усилившимся расколом была учреждена новая кафедра - Воронежская , куда первым архиереем был избран Митрофан.

2 апреля 1682 г. патр. Иоаким с 16 святителями хиротонисали его во епископа Воронежского .

После хиротонии святитель несколько месяцев жил в Москве , устраивая дела новой епархии. За период жизни в Москве ему пришлось участвовать в погребении скончавшегося царя Феодора Алексеевича и венчании на царство юных государей Иоанна и Петра .

В конце августа 1682 г. свят. Митрофан прибыл в Воронеж . Трудный путь предстояло пройти ему в этой епархии. Население края было разнородным. Пользуясь тем, что край был удален от центра гражданской и духовной власти, сюда стекались люди со всех концов России, искавшие воли или скрывавшиеся от наказаний.

Духовенство было почти сплошь неграмотным, но и такого духовенства все равно не хватало - некоторые церкви из-за отсутствия пастырей были закрыты.

Монастыри также находились в запущенном состоянии. Монахи больше подчинялись мирским лицам - благотворителям монастырей, чем власти архипастырской. Такая обстановка способствовала распространению и укреплению раскола в епархии. Раскольники чувствовали себя вольготно в Воронежском крае, привлекая на свою сторону население, они или уводили его в раскол или отвлекали от хождения в церковь.

Прибыв в епархию, святитель Митрофан, в первую очередь, обратился к священникам своей епархии с архипастырским посланием, которое было проникнуто одной мыслью - о величии и святости пастырского служения.

В течение двадцати лет трудился святитель на Воронежской кафедре. Главная забота его заключалась в Пастырском попечении о спасении душ вверенного ему Господом словесного стада св. Митрофан явился истинным пастырем, со страхом Божиим совершавшим свое служение, с любовью и милосердием вспахивал он ниву сердец человеческих, чтобы посеять на них спасительные семена слова Божия. Лишь в крайних случаях для искоренения пороков обращался он к суровым карательным мерам. С первых же шагов жизни в Воронеже начались трудности. Из-за ветхости архиерейского дома святитель первое время вынужден был жить на постоялом дворе. Епархиальные средства были очень скудны и святитель не мог не только оказывать милостыню нуждавшимся, но и сам находился в очень стесненных обстоятельствах, все обитатели его архиерейского дома терпели нужду. Одной из первых забот св. Митрофана было построение нового кафедрального собора. С благословения патриарха и на пожертвования государей и других лиц церковь была построена и в 1692 г. освящена. Великих трудов стоило это строительство святителю. Храм был замечателен как по архитектуре, так и по внутреннему благоукрашению, и святитель любил его как свое детище. Его любовь к храмоздательству передалась и пастве. За время его святительства в Воронежской епархии число храмов возросло со 182 до 239.

Много пришлось потрудиться святителю для упорядочения монастырской жизни, чтобы поставить монастыри на ту высоту, которая отвечала бы их назначению. Чтобы достигнуть успеха в этом важном деле еп. Митрофан прибегал к разным мерам - одних он увещевал, других же за особые проступки наказывал по всей справедливости, не оказывая им снисхождения.

Столь же строго и справедливо относился святитель и к духовенству своей епархии. Пламеневший духом пастырской ревности, он стремился зажечь ее огонь и в сердцах подчиненных ему пастырей, говоря, что "простец согрешивший за свою едину душу ответ дает Богу, а иерей - за многих паствы своея". "Молением" и "наказанием" боролся святитель с недугами, которыми болели воронежские пастыри. Недостойных служителей он даже лишал сана, чтобы не была поругаема благодать Божия.

Строго относившийся к порокам священно и церковнослужителей, святитель был отзывчив к их нуждам. Забитое и бесправное духовенство Воронежской епархии находило в своем епископе усердного и могущественного защитника.

Святителю пришлось вести упорную и тяжелую борьбу с нравственными нестроениями, которые изобиловали среди его своевольной паствы. Особое внимание он направил на укрепление семейной жизни, поставив под строгое наблюдение церкви основу семьи - брак.

Много забот доставляли еп. Митрофану раскольники-старообрядцы, населявшие его епархию и соблазнявшие к отступлению от православной церкви его пасомых. Святый Митрофан поступал с раскольниками по суровым законам того времени, отсылая противников церкви к "градскому суду". Но этим он не ограничивался. Он отбирал старопечатные книги и раздавал новые, предписывал священникам поучать непрестанно в храмах и сам усердно произносил проповеди. По разным селам Воронежской епархии при свят. Митрофане возникли школы.

Таким образом, для новоучрежденной Воронежской епархии деятельность святителя Митрофана была истинным благословением Божиим. Под его мудрым управлением все стороны не только церковной, но и государственной жизни края испытали благодетельную перемену. Монахи, белое духовенство и миряне - все одинаково были дороги святителю, о всех он одинаково заботился, ибо сознавал, что все без различия вручены Господом его архипастырскому руководству.

Особо следует остановиться на отношениях между еп. Митрофаном и царем Петром I . Свят. Митрофан с особой любовью и уважением относился к государю, он сочувствовал всем его добрым начинаниям, оказывал свою посильную помощь в постройке флота. Он не только сам имел личное благорасположение к царю, но призывал к этому и других. Царь Петр, в свою очередь, уважал святителя и много способствовал укреплению вновь учрежденной бедной Воронежской епархии. При посещении Воронежа государь всегда навещал святителя, присутствовал за богослужениями. При таком расположении к царю святитель Митрофан сохранил твердость и величие духа, когда дело коснулось душ вверенной ему паствы. В 1700 г. ( во время одного из приездов государя в Воронеж) царь пригласил еп. Митрофана к себе во дворец. Святитель немедленно пешком отправился к царю. Но войдя во двор, он увидел у входа во дворец статуи греческих богов и богинь, поставленные в качестве украшения по приказанию царя. Святитель сейчас же повернулся и пошел домой. Царю доложили об этом. Он вторично послал к нему человека с приказанием явиться. Но святитель ответил: "Пока государь не прикажет снять идолов, соблазняющих весь народ, я не могу войти в его дворец". В своем решении он был настолько непреклонен, что даже угроза смертной казни со стороны царя не устрашила святителя. Царь Петр обычно никогда не поступался своими нововведениями, но уважение к святителю заставило его дать приказание убрать статуи. На другой день св. Митрофан явился во дворец благодарить государя.

Среди постоянных подвигов епископского служения свят. Митрофан приблизился ко гробу. Без печали оставлял святитель этот мир, не скорбел он о разлуке с земными радостями и утехами, которых мало было в его подвижнической жизни. Он не собирал сокровищ на земле. В своей келейной жизни он был прост до убожества, весь его домашний обиход отличался исключительной скромностью. Пищу употреблял самую простую, одевался также просто. Все свои доходы он употреблял на нужды своей епархии и главным образом на благодарения. После него не осталось денег даже для погребения, хотя в последнее время доходы Воронежского святителя были немалые. Он писал в своем завещании: "А келейных денег у меня нет... не имам в келии своей ни злата, ни сребра, что дати на воспоминание души моей грешной".

Любимою и постоянною мыслью святителя была мысль о смерти. "Память смертная" как верный страж охраняла сердце святителя от привязанности к временному и тленному, вселяла в него надежду вечного. Этою же постоянною мыслью о смерти объясняется и трогательная черта в жизни святителя - его заботливость о поминовении всех умерших безвестною и горькою смертью, скончавшихся на войне и в бедности, без покаяния и не имевших возможности на свое поминовение.

В августе 1703 г. святитель Митрофан заболел и, чувствуя, что болезнь его смертельная, начал готовиться к кончине. Он несколько раз принял таинство елеосвящения , усилил свои заботы о нуждающихся, посылал щедрую милостыню в тюрьмы, помогал ссыльным и иноземцам, прощал оброки.

10 августа 1703 г. он принял пострижение в схиму.

Сделав все распоряжения и приготовления к смерти, 23 ноября 1703 г. святитель мирно отошел ко Господу. Погребен в Благовещенском кафедральном соборе на 12-й день после кончины. На погребении святителя присутствовал царь Петр . По окончании отпевания сам царь нес гроб святителя и опускал его в могилу. Своим приближенным он сказал: "Не осталось у меня такого святого старца".

За несколько лет до кончины свят. Митрофан составил духовное завещание, в котором дает пастырские наставления для всех христиан: "Употреби труд, храни мерность - богат будеши. Воздержно пий, мало яждь - здрав будеши. Твори благо, бегай злаго - спасен будеши".

Во время ремонта Благовещенского кафедрального собора мощи святителя дважды переносили (в 1718 и 1735 гг.). В каждый раз было засвидетельствовано нетление тела св. Митрофана. С этого времени началось благоговейное почитание св. Митрофана и увеличились чудесные явления помощи Божией у его могилы.

В 1832 г. были открыты мощи святителя и через 128 лет после кончины он был причислен к лику святых. Память его установлено праздновать 7 августа и 23 ноября .

Литература

Едлинский М., свящ. Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую, т. III, 3-е изд. СПб, 1903, с. 167-176.

Введенский С. Святитель Митрофан Воронежский, как церковно-государственный деятель эпохи преобразования. Воронеж, 1904.

Его же Два эпизода для характеристики нравов в Воронеж. еп. при свят. Митрофане (1682-1703). Воронеж, 1903.

Его же Вопрос о разграничении Воронеж. еп. от Рязанской при свя. Митрофане. Воронеж, 1903.

Его же Васька Желтовский (эпизод из истории раскола в Воронеж. крае при свят. Митрофане).

Скворцов Г. А. Патр. Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913, с. 111.

Толстой М. В. Рассказы и И. Р. Ц., с. 576, 600-604, прим. 27.

Поселянин Е. Русск. церковь и русск. подв. 18 в. СПб, 1905, с. 30, 31, 32.

Савва, архиеп. Хроника моей жизни. Серг. Посад., 1911, т. IV, с. 163.

Булгаков С. Месяцеслов и Триодион православн. церкви, вып. III и IV. Харьков, 1897, с. 199.

Макарий, иером. Сказание о жизни пр. Макария, с. 64.

Филарет, архиеп. Житие Митрофана свят. Воронежского чудовторца. СПб, 1904.

Соколов Н. Святые земли русской к 200-летию годовщины со дня кончины св. Митрофана Воронежского. СПб, 1903.

Булгаков, с. 1398.

Денисов, с. 102, 172, 173, 329, 463.

Голубинский, с. 176-178.

Амвросий Ист. Рус. Иерархии, т. I, с. 23, 27.

Строев П., с. 683, 711, 837, 857.

Эристов Словарь историч. о святых, с. 161-164.

Летопись Е. А., с. 688, 787.

Описание Макариева Унжен. Костром. еп. муж. м-ря. М., 1835, с. 59, 60.

Святители-подвижники нового времени, прославленные в XVIII-XIX столетиях. М., 1913, с. 85.

Житие Митрофана, в схимонасех Макария, первого епископа Воронежского и новоявл. чудотворца. Киев.

Митрофан в схим. Макарий, первый еп. Воронежски, новоявл. чудотворец и сказание об обретении его мощей, изд. 13-е. М., 1896.

Митрофан, святитель Воронеж. чудотворец. СПб, 1911.

Митрофан, святитель, 1-й еп. Воронежский. Очерк жизни и деятельности к 200-летию со дня кончины святителя. Воронеж, 1904.

Похвальное слово святому Митрофану, первому епископу Воронежскому и чудотворцу. Воронеж, 1903.

Верный месяцеслов, с. 44, 67.

Церк. вестн., 1891, № 33, с. 517, 1903, № 47.

Прав. собес., 1907, сентябрь, с. 394.

Рус. палом., 1911, № 33, с. 522.

Богосл. вестн., 1897, отд. V, с. 1-20; март, с. 229.

Приб. к Ц. В., 1903, № 39, с. 1481-1487; № 46, с. 1775-1780; № 47, с. 1819-1823.

Душеп. чтен., 1897, ч. 2, с. 530.

Истор. вестн., 1885, октябрь, с. 92, 1894, июль, с. 220, 1900, январь, с. 56, 57.

Изв. Казан. еп., 1885, № 7, с. 145.

Рус. старина, 1887, июль, с. 1, 2, 1904, апрель, с. 218.

Рус. архив, 1889, кн. 3-я, с. 382, 383 (Рассказы и анекдоты про Петра Великого), 1895, кн. 1-я, № 2, с. 195, 196, 1903, кн. 1-я, № 4, с. 539.

Ж. М. П., 1953, № 10, с. 22-27.

Ж. П. Б., т. VI, с. 81.

Большая энциклопедия, т. XIII, с. 230.

БЭЛ, т. III, с. 836.

БЭС, т. I, с. 552; т. II, с. 1574, 1575.

ЭС, т. XIX (кн. 37), с. 472.

Н. Д., с. 61.

Использованные материалы

http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_199

http://days.pravoslavie.ru/Life/id1545.htm

[1] http://days.pravoslavie.ru/Life/id1545.htm также указывает память 19 июля

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.