Значение ФЕОДОРИТ КОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

Что такое ФЕОДОРИТ КОЛЬСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Феодорит Кольский ( 1481 - 1571 ), архимандрит , просветитель лопарей , блаженный , преподобный , местночтимый святой Мурманской епархии .

Память 9 августа (Мурм.).

Практически единственным широко известным и наиболее полным дошедшим до нас источником исторических сведений об архимандрите Феодорите, просветителе лопарей, является посвященная ему глава в «Истории о великом князе Московском», написанная в XVI веке князем А. М. Курбским и озаглавленная «О преподобном Феодорите священномученике» [1] .

Родился в 1481 году [2] в Ростове , мирское имя неизвестно.

На тринадцатом году жизни, в 1493 году, юноша отойдя "от дому родителей своих", отправился на Север в Соловецкий монастырь , и через год, приняв постриг , был поручен на послушание престарелому и весьма мудрому пресвитеру Зосиме, который был учеником самого преподобного Зосимы Соловецкого . Феодорит прослужил при обители пятнадцать лет, и, навыкнув всякой духовной мудрости, укрепился в подвигах добродетели.

Тогда он был рукоположен новгородским архиепископом в иеродиакона , и, пробыв один год у своего старца, испросил у него дозволение посетить другие монастыри. Прежде всего, он направил свой путь к преподобному Александру Свирскому , который принял его любезно, назвав при встрече по имени; потом, обойдя другие монастыри, поселился в Кирилло-Белоезерском , где нашел старца Сергия и других святых мужей.

Пробыв года два в Кирилловской обители, он углубился в пустыни, окружающие этот монастырь, и здесь нашел Порфирия, бывшего игумена Сергиева монастыря, Артемия, Иоасафа и других пустынников высокой жизни, уже состарившихся в иноческих подвигах.

Феодорит, прожив здесь около четырех лет, получил от своего Соловецкого наставника письмо, в котором он, предчувствуя кончину, призывал своего ученика к себе. Ни отдаленность расстояния, ни трудности пути не удержали Феодорита: он поспешил к своему учителю, чтобы обнять многолетнего старца, облобызать его священные седины, и год служил ему в его немощах и недугах, до блаженной его кончины.

После этого Феодорит решился принять на себя подвиг апостольский: он отправился на устье Колы, в землю диких лопарей . С языком их он успел познакомиться в Соловецком монастыре , потому что, по свидетельству жития преподобных Зосимы и Савватия, многие соседи инородцы: Ижора, Чудь, Лопье, Каяне и Мурмане приходили в обитель преподобных и, принимая святое крещение, делались монахами.

Лопари были самые грубые идолопоклонники, кланялись истуканам, боготворили ночных нетопырей, гадов, и разных пресмыкающихся, ели нечистое и скверное, не знали жизни городской и селениями, а жили отдельными семьями. Но это были простые сердца, на которых семя слова Божия могло принести добрые плоды. Феодорит перевел некоторые славянские молитвы на язык лопарей и обучил их истинам веры. Помощником ему в христианском просвещении лопарей был старец Митрофан.

Двадцать лет Феодорит трудился в этом святом деле. В Новгороде он был рукоположен в иеромонаха , некоторое время был духовником митрополита и, возвратившись к лопарям, основал там монастырь, который, впрочем, принужден был вскоре оставить, был изгнан по ненависти иноков, не желавших строгих правил устава его. Между лопарями было уже две тысячи крещеных.

Удалившись в новгородскую область, и потом, вызванный в Москву , он был поставлен ок. 1549 г. архимандритом Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря . В монастыре обнаруживает «зело не обузданных монахов, своевольно не по уставам и святым правилам живущих». Их он «уздает и востязает страхом Божиим», но также обличает и епископа Суздальского Афанасия «за сребролюбие и пианство». В свою очередь Афанасий на Соборе по делу заволжских старцев Артемия и Саввы Шаха (кон. 1553 - янв. 1554 ), где в качестве свидетеля присутствовал прп. Феодорит, назвал преподобного «еретиком» и единомышленником Артемия. Это обвинение, по-видимому, было одной из причин того, что после осуждения Артемия, между 24 октября 1554 г. и 28 января 1556 г., прп. Феодорита отрешили от архимандритства и сослали в Кирилло-Белозерский монастырь "в неволю", где полтора года претерпевал "ругание и бесчестие". После этого Феодорит отписал Курбскому и иным своим духовным чадам о своей нынешней скорби, и те, "саном почтенные", собравшись, пришли к архиепископу Макарию с ходатайством. И тот, "устыдившись нашего сана", также вспоминая и духовничество Феодорита, послал письмо в монастырь, "повелевающе отпустити мужа и жительствовати ему свободне, идеже хощет". И Феодорит поселяется в Ярославле, в монастыре [3] .

Освобожденный из заточения, он некоторое время жил в Ярославском монастыре, откуда был вызван в Москву и в 1558 году отправлен царем Иоанном Васильевичем Грозным в Константинополь с вопросом к патриарху о благословении на коронацию по чину венчания на царство, как «цесари Римские». Возвратившись из Греции, Феодорит принес царю ответное послание патриарха, и за эту услугу ему была назначена награда, состоящая из 300 сребренников и собольей шубы, крытой аксамитом (парчой). Но Феодорит пожелал принять только 25 сребренников, и когда царь прислал ему и шубу, то инок продал шубу, деньги раздал бедным, а сам удалился на покой в Прилуцкий монастырь , Вологодской губернии.

Отсюда он два раза посещал просвещенных им лопарей и, наконец, после многотрудных подвигов и скорбей, скончался мирно на месте своего пострижения в Соловецком монастыре и погребен близ южной стены Преображенского собора. Над могилой его доселе сохранилась белая плита со следующей надписью: "Лета 7079 ( 1571 ) августа 17 дня преставися раб Божий священноархимандрит Суздальский Евфимиева монастыря, священноинок Феодорит, Соловецкий постриженник".

Церковь за подвижническую жизнь и просветительские труды нарекла его блаженным . У Курбского Феодорит назван "священномучеником", что было связано с дошедшими до находящегося уже в эмиграции Курбского слухами о мученической кончине Феодорита от руки Иоанна Грозного, который "повелел такого святого мужа в реке утопити". В то же время Курбский оговаривает наличие и других свидетельств об иной, мирной кончине старца.

Благословением епископа Симона , Мурманского и Мончегорского, 30 августа 2002 года в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, что в городе Коле , состоится местноепархиальное прославление святого Феодорита Кольского, просветителя лопарей, в лике преподобного .

Литература

Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию жития. Мурманск. Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002 г. [4] .

http://www.sedmitza.ru/text/443541.html

Использованные материалы

Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопарей. Исторические материалы к прославлению и написанию жития. Мурманск. Издательство Мурманской и Мончегорской епархии, 2002 г.

http://www.sedmitza.ru/text/443541.html

Изложение текста Соловецкого патерика

http://www.solovki-monastyr.ru/pod-12.htm

[1] Курбский Андрей. История о Великом князе Московском // Памятники литературы Древней Руси. 2 пол. XVI в. М., 1986. С. 324–347

[2] Курбский умалчивает год рождения, у разных исследователей встречаются разнообразные варианты, от 1480 и до 1500 года. Здесь мы принимаем аргументы и датировку издания "Иеромонах Митрофан (Баданин). Блаженный Феодорит Кольский...".

[3] Здесь и далее цитаты даны по вышеупомянутому писанию Курбского, если не оговорено иного.

[4] Это замечательное исследование было лишь частично использовано при подготовке настоящей статьи. Данный обширный исторический материал, представляющий собой обобщение и анализ имеющихся источников, заслуживает отдельного внимания.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.