Значение АРСЕНИЙ (МОСКВИН), ВОРОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо

Что такое АРСЕНИЙ (МОСКВИН), ВОРОНЕЖСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Арсений (Москвин) ( 1749 - 1810 ), епископ Воронежский [1] .

В миру Москвин Василий, родился в 1749 году в с. Петровском Кашинского уезда Тверской губернии в семье священника.

С 1760 года обучался в Тверской духовной семинарии , а с 1768 года - в Троицкой лаврской семинарии .

В 1774 году по окончании курса обучения определен учителем в Тверскую духовную семинарию .

15 января 1777 года пострижен в монашество .

В 1778 году рукоположен во иеромонаха и определен экономом архиерейского дома и строителем Николаевского Малицкого монастыря .

С 1783 года - игумен Успенского Старицкого монастыря и префект Тверской семинарии.

С 1784 года - игумен Успенского Желтикова монастыря .

С 1786 года - ректор Тверской семинарии .

11 февраля 1789 года возведен в сан архимандрита Троицкого Макариева Калязинского монастыря .

С 31 января 1798 года - член Св. Синода .

7 ноября 1798 года хиротонисан во епископа Старорусского .

1 октября 1799 года перемещен на Воронежскую кафедру .

С 16 октября того же года - епископ Пермский , а 26 ноября вторично назначен епископом Воронежским .

Одним из действенных средств надзора за состоянием дел в епархии служило ее обозрение архиереем. Епископ Арсений в 1800, 1801, 1805 и 1807 годах объезжал епархию, причем в мае 1805 года по приглашению атамана М.И. Платова посетил Черкасск по случаю перенесения столицы земли Войска Донского на новое место, с разрешения Св. Синода он освятил на Дону место под новый город Новочеркасск . В поездках преосвященного Арсения сопровождала учрежденная им походная епархиальная контора.

Владыке Арсению приходилось вести активную борьбу с духоборами среди донского казачества. Преосвященный увеличил число членов духовной консистории, сами заседания стали проходить ежедневно, число духовных правлений по уездам выросло с пяти до девяти. Указом от 18 сентября 1801 года “в целях лучшего надзора” в Воронежской епархии был введен институт уездных надзирателей благочиния (то есть благочинных над благочинными ), подчинявшихся Арсению. Этот институт действовал все время правления епископа Арсения. Архиерей ввел избрание духовников для каждого церковного округа, указами 1801 и 1803 годов вменял проповедь в обязанность всем священникам, окончившим духовные семинарии. В 1805 году он сделал распоряжение об установлении в епархии особого института “наставников церковного пения” (“нотных наставников”), просуществовавший до 1840-х годов.

В 1800 году архиерей озаботился избранием старост к церквам города Воронежа , которые бы содействовали содержанию храмов в должном порядке, и правильным ведением церковных приходо-расходных книг.

Преосвященный Арсений своим отношением к нуждам просвещения напоминал Тихона III ; он тщательно вникал в дела Воронежской духовной семинарии , регулярно присутствовал на торжественных актах, некоторое время даже преподавал в семинарии богословие (1808). Большое внимание он уделял успехам семинаристов, внимательно вчитывался в ученические проповеди, увенчивая их содержательными и обоснованными выводами. За правило он принял рукополагать на приход только выпускников семинарии. Первое десятилетие ХIХ века в истории семинарии – время расцвета богословских и философских диспутов и семинарской поэзии.

При епископе Арсении особое внимание обращалось на проповедничество в Воронежской епархии. В 1797 году по его предложению при семинарии “для большего успеха учеников в отечественном красноречии и особливо в церковном” был открыт класс “словесно-российского практического красноречия”.

Многочисленные резолюции преосвященного на документах духовной консистории (опубликованы А.М. Правдиным) показывают мягкость характера и тщательное вникание в суть дела, нередко обнаруживают чувство юмора. По инициативе Арсения в 1803 году при духовной семинарии было открыто русское училище “для неспособных к продолжению учения на латинском языке”, в 1804 году в Острогожске учреждено духовное училище для подготовки учителей для приходских школ, в 1806 году в Старобельске на средства духовенства – училище для сиротствующих детей священнослужителей “с полным для них содержанием”, а также пять народных школ в южных уездах епархии.

При епископе Арсении Толшевский Спасо-Преображенский и Донецкий Успенский монастыри были обращены в общежитильный, при Алексеевском Акатовом монастыре была устроена больница, в которую поступали насельники монастырей епархии. В августе 1803 года владыка Арсений рассматривал вопрос об открытии сельских приходских училищ. Решено было открыть их при 178 приходах, священники которых изъявили свое желание обучать грамоте желающих. Епископ Арсений негативно относился к деятельности Марии Шерстюковой по созданию пещерного монастыря на Дону и в 1806 году просил губернское правление об уничтожении пещер.

При преосвященном Арсении в 1803 году завершено возведение трехъярусной соборной колокольни, длившееся десять лет, а существовавшая строительная комиссия упразднена. После надстройки в 1828 году четвертого яруса колокольня превратилась в самое высокое сооружение Воронежа .

За время управления епископа Арсения в епархии было построено 29 новых храмов. 12 февраля 1801 года он повторно освятил Петропавловскую церковь в Воронеже , которая с этого момента стала называться Крестовоздвиженской. В 1803 году епископ Арсений освятил Преображенскую церковь в Покровском девичьем монастыре.

В 1804 году вновь возникло дело о притеснениях и обидах, причиняемых генерал-майорской дочерью Бехтеевой казначее Покровского женского монастыря Олимпиаде, которое, невзирая на все увещевания епископом Арсением непокорной послушницы, дошло до Синода. Преосвященный в предписании четко оговаривал права настоятельницы: “Игуменья по церковным обрядам есть доверенная особа, есть настоятельница или начальница всех живущих в монастыре; она должна знать всех поведение, нравы, наблюдать порядок монашеской жизни, каковой весьма отличен должен быть от светской жизни не именем, но вещию”.

Второй раз Синод вмешался в дела епархии 1 марта 1809 года, когда предписал “о немедленном распечатании некоторых церквей Воронежской епархии”, закрытых епископом из-за неуплаты прихожанами требуемых от них церковных денег. По расписанию церквей на 15 июня 1808 года их во всей епархии насчитывалось 602.

Скончался 6 мая 1810 года, после продолжительной болезни. Погребен в Благовещенском соборе . В августе 1956 года, после разрушения собора и Митрофановского монастыря прах перезахоронен на городском Коминтерновском кладбище, в 1993 году останки перенесены во вновь созданный некрополь Алексеевского Акатова монастыря .

Часть библиотеки епископа Арсения была передана в библиотеку Воронежской духовной семинарии. Тринадцать книг из его собрания хранятся ныне в Отделе редких книг Научной библиотеки Воронежского государственного университета.

Трудами преосвященного Арсения составлен сличительный перевод псалмов пророка Давида на четыре языка.

Труды

"Слово, произнесенное им при высшем присутствии имп. Екатерины II, в бытность на чреде священнослужения в С.-Петербурге". 1793.

Литература

Булгаков. с. 1398, 1408.

Толстой Ю. № 178.

Венгеров. т. I. с. 769.

Строев. стб. 40, 450, 458, 461, 472, 839.

Обзор русской духовной литературы. с. 339.

Православный собеседник. 1905. май. с. 98.

-"- -"- 1914. янв. с. 72, 80.

Самарские епархиальные ведомости. 1867. № 5. с. 121.

Выдержки из писем митр. Евгения (Болховитинова) к В.И. Македонцу. // Русский архив. 1870. № 4 и 5. с. 836, п/с. 3.

БЭЛ. т. III. с. 843.

БЭС. т. I. с. 552.

Н.Д. с. 20, 61.

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2601

http://www.vob.ru/eparchia/history/ierarxija/17_arsenij_II/arsenij.htm

[1] Не путать с другим Арсением (Москвиным), митр. Киевским !

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.