Значение ЛЕНИНГРАДСКИЕ ВЫСШИЕ БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ в Православной энциклопедии Древо

Что такое ЛЕНИНГРАДСКИЕ ВЫСШИЕ БОГОСЛОВСКИЕ КУРСЫ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Ленинградские высшие богословские курсы (недейств.)

В 1923 году вместе с Петроградским богословским институтом были вынуждены прекратить свое существования практически все районные богословские курсы, созданные в 1920 - 1921 годах. В 1924 году только во 2-м городском благочинии богословские курсы продолжали работу. Помещались они в корпусе при Русско-Эстонской церкви, где находилось и Богословско-пастырское училище (Екатеринговский пр.24). 2 апреля 1924 протоиерей Н.К. Чуков берет на себя заведование богословскими курсами 2-го городского благочиния. Сюда он привлекает прежних профессоров Богословского института. Список слушателей курсов пополняется студентами закрывшегося Института. Сами курсы приобретают значение учебного заведения уже не благочиннического масштаба, а общегородского, и именуются Богословскими курсами центрального городского района. Если в системе нового богословского образования Курсы считались низшей ступенью, то в данной ситуации они фактически приобретали значение высшего учебного заведения, и, по крайней мере, не уступали обновленческому институту.

31 мая 1925 года заведующий курсами протоиерей Николай Чуков выходит в Совет Курсов с предложением о преобразовании их в высшее богословское заведение. Представленное им «Положение» проходит соответствующие государственные, и утверждаются Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Крутицким Петром (Полянским) .

29 сентября 1925 года начали функционировать Ленинградские высшие богословские курсы. Ректором курсов был избран их основатель профессор протоиерей Н.К. Чуков.

Новое высшее богословское учебное заведение не отличалось от упраздненного Богословского института и имело прежний учебный план. Студенты слушали лекции, писали сочинения, делали доклады, сдавали положенные экзамены и зачеты. Не останавливается и научная работа. Сам ректор Курсов представил к защите свою магистерскую диссертацию на тему «Мессианские представления иудеев по Таргуму Ионафана, сына Узиелова».

Магистерские диссертации были представлены и другими преподавателями Высших Богословских курсов: протоиерей Митроцкий на тему: «Христология Кирилла Александрийского (историко-догматическое исследование)», протоиерей Чепурин на тему «Анимистическая теория о происхождении религии и ее до-анимистические тотемистические придатки (опыт философско-антропологического последования в апологетическом освещении)», протоиерей В.А. Рыбаков на тему «Св. Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность», протоиерей П.П. Аникиев на тему «Мистика преподобного Симеона, нового Богослова (опыт построения теории православной мистики по творениям прп. Симеона)». Кроме того, были представлены кандидатские диссертации бывшим студентом Петроградской Духовной Академии священником Н. Краснопевковым на тему «Обзор сочинений первоучителя старообрядчества протопопа Аввакума и их изданий» и окончившими Богословский Институт священником М.И. Смирновым на тему «Духоборцы, очерк секты и разбор ее вероучения», Базуновым А.А. на тему «Чин богоявленского водоосвящения (великая агиасма)» и Н.Д. Успенским на тему «Происхождение чина агрипнии или всенощного бдения и его составные части». Соискатели были удостоены соответствующих ученых степеней.

Секретарем Совета Курсов был избран тогда еще молодой ученый, в будущем известный профессор Н.Д. Успенский.

Высшие богословские курсы работали в течение трех лет. Они стали жертвой другого разделения в жизни Русской Церкви. Возникший в 1927 году так называемый иосифлянский раскол , несмотря на различные предупредительные меры со стороны ректора, увлек ряд студентов. Придерживающиеся раскола отвергли декларацию митрополита Сергия (Страгородского) и возможность компромисса с Советской властью. Это повлекло за собой репрессии со стороны властей, в том числе закрытие курсов.

Лишь в ноябре 1945 года в Ленинграде были открыты богословско-пастырские курсы, а 14 октября 1946 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, состоялось торжественное открытие Ленинградской духовной академии .

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.