Значение КИПРИАН (СТАРОРУСЕННИКОВ) в Православной энциклопедии Древо

КИПРИАН (СТАРОРУСЕННИКОВ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Киприан (Старорусенников) [1] (+ 1634 ), митрополит Новгородский и Великолуцкий .

Родился во второй половине XVI в. в г. Старая Русса , Новгородской губернии.

С 1611 г. - архимандрит Новгородского Спасского Хутынского монастыря .

По просьбе новгородцев ездил в Швецию , просить королевича Филиппа царствовать в России ( 1611 ). Там его подвергли пыткам, желая "выведать государственные тайны о России", и продержали в заключении до 1613 г.

8 сентября 1620 г. хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа .

В 1622 г. устроил мужские монастыри: в Туринске Никольский и в Таре во имя Нерукотворного Спаса . В том же году основал две слободы - Устьницынскую и Тавдинскую.

В 1624 г. устроил девичий монастырь во имя свв. Параскевы и Екатерины.

Положил начало Сибирской летописи, записав рассказы живых сподвижников Ермака.

15 февраля 1624 г. уехал в Москву .

12 декабря 1625 г. (по другим источникам - 14 ноября 1624 г.) возведен в сан митрополита Крутицкого .

В 1626 г. написал канон и стихиры в честь Ризы Господней.

26 октября 1626 г. (по другим источникам в 1627 г.) переведен на Новгородскую кафедру .

Скончался 17 декабря 1634 года [2] . Погребен в Корсунской паперти Софийского собора в г. Новгороде .

Преосвящ. Киприан явился истинным и твердым исповедником Православия. Когда он в качестве посла от Новгорода ездил в Швецию , то смело отстаивал интересы Православия, и никакие истязания, которым он подвергся там, не могли сломить его.

Назначенный архипастырем в Сибирь, преосвященный все усилия направил на то, чтобы поднять нравственный уровень духовенства, а также всего населения края. Он обращал многих к Христовой вере, строил церкви, монастыри.

Большая заслуга его состоит в том, что он положил начало Сибирской летописи.

Будучи мужем ученым, преосвященный не дал заглохнуть развитию просвещения в России.

Отличался силой слова и был известным проповедником своего времени.

За свою благочестивую жизнь и богатые умственные дарования преосвящ. Киприан пользовался глубоким уважением не только по всей России, но и в Константинополе.

Труды

Стихиры и канон ко дню празднования Положения Ризы Господней.

Литература

Абрамов, "Преосв. Киприан, архиепископ Сибирский" ("Странник" за 1864 г., т. III, № 8).

Едлинский М., свящ. Киприан, святитель I-й архиеп. Сибири, II вып., 1895, с. 128-133.

Его же Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую, 3-е изд. СПб, 1903, т. III, с. 68-73.

Леонид, иером. Ист. церкви в пределах нынешн. Калуж. губернии. Калуга, 1876, с. 95-96.

Андриевич История Сибири, т. I, с. 180.

Баранов В. С. Летопись Верхотурского Никол. м-ря. Н. Новгород, 1910, с. 12-14.

Трапезников В. Очерки истории Приуралья, с. 680.

Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 474, прим. 12.

Нестор Православие в Сибири, с. 4, 7-9.

Знаменский Русская церковная история, с. 221.

Петров Л. Словарь, с. 127.

Гатцук Календарь на 1883 г., с. 132.

Зверинский, т. I, № 314 и др.; т. III, с. 1861, 1893, 1898, 1969, 2177.

Булгаков, с. 1406, 1415.

Денисов, с. 864.

Строев П., с. 36, 50, 317, 1035.

Зерцалов А. Речи Новгород. митр. Киприана 1627-1633. М., 1896.

Летопись Е. А., с. 631, 632.

Обзор рус. дух. лит., с. 224.

Церковные вопросы в России или рус. дух. вед. Браила, 1896, с. 46.

Чтен. общ. ист. и древн. Рос., 1862, II, отд. I, с. 93.

Правосл. обозрен., 1866, № 8, с. 377.

Странник, 1864, т. III, № 8.

Рус. ведом., 1863, № 46, с. 8.

Тобольск. губ. вед., 1858, № 4, 1887, № 9 и 10.

Монастырь (журнал), 1908, № 7, с. 56; № 8, с. 57-61; " 9, с. 72-74; № 10, с. 60-63.

Церк. вестн., 1891, № 7, с. 104.

Прав. собес., 1911, апрель, с. 103.

Истор. вестн., 1894, июнь, с. 768-769.

Журн. Мин. Нар. Просвещ., 1849, ч. 64, с. 1-8, 1854, февраль (материалы для ист. христ. просвещ. в Сибири).

Ж. П. Б., декабрь.

БЭЛ, т. X, с. 60-61.

БЭС, т. II, с. 1277.

РБС, т. XV (кн. 29), с. 88.

Н. Д., с. 18, 40, 53.

Мануил (Лемешевский). Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно). Ч. III. Куйбышев, 1971 (машинопись).

Использованные материалы

http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5397

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[1] Или Старорушенин.

[2] По др. сведениям, умер 17 декабря 1635, но 8 марта 1635 Новгородскую кафедру занял уже св. Аффоний . Возможно, путаница из-за отмечаемого в допетровской Руси Нового года в сентябре.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.