? святой, митрополит киевский; родом серб, а по мнению архимандрита Амфилохия ("Труды III археологического съезда", т. II, Киев, 1878) ? болгарин из Трнова; посвящен в Константинополе в 1376 г. патриархом Филофеем еще до смерти св. Алексея. По прибытии в Россию, он, однако, не получил митрополичьей кафедры всей России, вследствие нежелания великого князя Дмитрия Ивановича; поселясь в Киеве, управлял литовским духовенством. В 1380 г., после смерти выбранного великим князем кандидата Митяя, К. был признан митрополитом московским, но ненадолго. В 1382 г., заподозрив его в союзе с Ольгердом, Дмитрий Донской вернул его обратно в Киев, а на его место призвал Пимена. К. отправился в Константинополь на патриарший суд, но при жизни великого князя не мог добиться московской митрополии и получил ее только в 1390 г. Управляя иерархией в двух различных державах, он умел соблюсти единство церквей и строго преследовал неправды епископов. Он двукратно посетил Киев, ездил и в другие южные епархии для "утверждения православных в благочестии". Участвовал на соборе, осудившем патриарха Макария; обратил в православие трех ханских вельмож. Умер в 1406 г., 16 сентября; в этот день чтится его память. Его мощи открыты в 1472 г.
В истории русской церкви митрополит К. занимает важное место, как деятель на поприще исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. В русской церкви первоначально принят был студийский церковный устав, обработанный св. Феодором Студитом и господствовавший в Византии до конца XI в., когда там стал входить в употребление церковный устав другого типа, иерусалимский, в XIV в. окончательно упрочившийся на всем Востоке и у южных славян. Русская церковь стала тогда получать с Востока богослужебные книги, составленные применительно к новым порядкам; во множестве приезжали с Востока и духовные лица, привыкшие к иерусалимскому уставу и применявшие его и в России. Отсюда ряд недоумений, которые принимали иногда острый характер, и необходимость просмотра всего круга богослужебных книг, составленных по началам устава студийского, для исправления их согласно началам устава иерусалимского. Митрополит К. много способствовал разрешению этой задачи; но не по силам одному человеку было полное исправление богослужебных книг. В литургических книгах, которые считаются у нас принадлежавшими К. или списанными с книг, ему принадлежавших ? служебнике и требнике, ? Киприаном переведены и отчасти приспособлены к потребностям русской практики только некоторые отдельные части. Несомненна принадлежность К. псалтыри (рукопись московской духовной академии). В общем деятельность К. была направлена более на постановку задачи, нежели на осуществление ее в подробностях. Св. К. приписываются и некоторые мелкие статьи литургического содержания, частью переводные, частью самостоятельные; но лишь немногие из них могут считаться трудами К. Последний разряд литературных трудов митрополита К. образуют его послание к игумену Афанасию, поучение к новгородскому духовенству о церковных службах и послание к псковскому духовенству с наставлением разным предметам служебной практики. Изучение этих произведений св. К. имеет важное значение для разъяснения несогласий, возникших при исправлении книг патриархом Никоном; они проливают свет на богослужебные порядки XIV-XV вв. и на их отношение к порядкам, введенным при Никоне. Надгробное слово К., Григория Цамблака, напечатано в "Чтениях Общества истории и древностей российских" (1872 г., кн. 1).
См. И. Мансветов, "Митрополит К. в его литургической деятельности" (М., 1882); "Словарь" Бантыша-Каменского (т. III) и "Православный Собеседник" (1862, ¦ 1): "Киприан всероссийский митрополит и великий князь Дмитрий Донской".