Захария (евр. "памятный Богу") ? часто встречающееся библейское имя. 1) З., царь израильский, сын Иеровоама II, занимал престол в весьма смутное и тяжелое время и, процарствовав всего шесть месяцев, сделался жертвою заговора некоего Селлума, который и воцарился вместо него. По словам библейского историка, З. "делал неугодное в очах Господних, как делали отцы его". С ним прекратилась династия Ииуя (4 Цар XI V, 29; XV, 8-12). 2) З.-пророк, один из 12-ти так назыв. малых пророков. Родившись во время плена вавилонского, он пережил его и по возвращении из плена много содействовал нравственному возрождению народа. О жизни его известно очень мало. Если, согласно одному преданию, он одно и то же лицо с З., сыном Варахииным, о котором говорится в ев. Матф. XXIII, 35, то он погиб насильственною смертью, убитый иудеями за свою обличительную проповедь, "между храмом и жертвенником". Ему принадлежит особая ветхозаветная книга, носящая его имя и занимающая предпоследнее место среди пророческих книг. Время написания ее точно обозначено в самом начале книги: "в 8-й месяц 2-го года Дария было слово Господне к Захарии" ? следовательно, около 520 г. до Р. Х. Содержание книги, состоящей из 14 глав, носит на себе печать своего времени, когда начала сильно разгораться среди иудеев мессианская надежда; поэтому среди изречений З. много пророчеств о Мессии. Чтобы народ не увлекался обманчивой надеждой на Мессию, как на политического завоевателя, З. преимущественно останавливался на изображении его страданий на земле. Отрицательная критика возбуждала сомнения касательно подлинности последних пяти глав книги, приписывая их Иеремии, но без достаточных оснований: слог обоих пророков резко различен. Книга изобилует поэтическими местами; в ней уже явно выступают признаки той лебединой пророческой песни, которая вскоре спета была пророком Малахией. 3) З. ? священник, отец Иоанна Крестителя. Он принадлежал к древнему священническому роду и до преклонных лет был бездетен. Когда ему в храме было видение ангела, возвестившего ему рождение сына, З. усомнился, за что был поражен немотою и разрешен от нее только после исполнения данного ему обетования. У него действительно родился сын Иоанн, предназначение которого З. воспел в восторженной песни (Лук. I, 5-8). Одно предание видит в З. первосвященника, но вся обстановка евангельского рассказа показывает в нем простого чередного священника, жившего в "городе иудейском" Иуте, откуда он и ходил в Иерусалим для отправления своего чередного служения.
А. Л.