Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Бодбийская епархия Грузинской Православной Церкви .
История
Согласно грузинской летописи "Обращение Картли" VII века, епархия была основана в IV веке первым грузинским царем-христианином благоверным Мирианом , воздвигшим церковь на месте погребения святой равноапостольной Нины , просветительницы Грузии, согласно ее завещанию, и и устроившим здесь кафедру новообразованной епископии. Шатбердская версия Жития святой Нино VII века описывает чудесное указание предшествовавшие этому: однажды ночью святому Мириану видел над храмом Свети-Цховели спустившийся с неба огненный крест из которого на рассвете вышли две звезды ставшие над горой Тхоти (где царь уверовал во Христа) и над селением Бодбе . Тогда, по указанию святой Нины, один крест был воздвигнут на Тхотской горе, а другой в городе Уджарма . Согласно житию, водружение креста и основание христианской кафедры в Бодбе было отложено до времени когда Нина лично не посетит это место.
Епархия стала одной из крупнейших епархий Кахети (Восточной Грузии ), в пределы которой входила территория Кизики (древний Камбечовани, юго-восток Грузии до села Кондоли , современный Сигнахский и Дедопли-Цкаройский районы). Основание епархии в Бодбе, постройка над склепом могилы святой Нины церкви, а затем знаменитого Бодбийского монастыря , ставшего величайшим христианским центром Грузинского государства, сыграли важную роль в слиянии местных эретских (албанских) племён с кахскими и картскими . По мнению грузинских историков XIX века (П. Иосселиани, Д. Бакрадзе), кафедра Бодбийской епархии вначале находилась в монастыре в 5 верстах на юг от монастыря святой Нины, разрушенном турками в XVII веке, но это не находит подтверждения в сохранившихся до настоящих дней источниках.
Впервые епископ Бодбийский, Лазарь, упоминается в 3-м послании армянского католикоса Авраама грузинскому католикосу Кириону в числе 24 участников Двинского Собора 506 года.
"Распорядок царского двора" XIII века ставит Бодбийского епископа на седьмое место среди архиереев Грузинской Православной Церкви , после Мцхетского католикоса, Чкондидского епископа, митрополита Великого Сомхити , Картлийского архиепископа, Ацкурского и Алавердского епископов [1] , которое он сохранял вплоть до упразднения присоединения Грузинской Церкви к Русской [2] . В период с 30-х годов XIII века по XV век из-за частых вторжений монгол на её земли значительных сведений о епархии не сохранилось.
В процессе распада единого Грузинского государства в XV веке выделилось самостоятельное Кахетинское царство, включившее в себя территорию епархии. С этого времени в Бодбийском соборе стало совершаться помазание на царство кахетинских царей ввиду особого уважения к месту погребения святой Нины. В Бодбе приняли помазание на царство кахетинские цари Александр I ( 1476 - 1511 ), Леван ( 1520 - 1574 ), Александр II ( 1574 - 1605 ), Теймураз I ( 1606 - 1616 , 1634 - 1648 ). Здесь же происходило и венчание и миропомазание царственных особ. На Бодбийских архиереях также лежала почетная обязанность погребения венценосцев.
В этот период на Бодбийкую кафедру восходили представители влиятельных княжеских родов Кахети: Авалишвили, Диасамидзе, Джандиери, Вачнадзе, Джорджадзе, Андроникашвили, Макашвили. Многие отличились на поприще просвещения: епископ Захария был одним из инициаторов перевода с персидского на грузинский язык популярнейшего на Востоке дидактического произведения "Килила и Дамана", при архиепископе Василии открылась школа при Бодбийском монастыре, Онуфрий (Андроникашвили) ( XVIII в.) проявлял особую заботу о библиотеке Бодбийского монастыря, а Давид (Вачнадзе) и Иоанн (Макашвили) известны попечением о переписывании рукописей в монастыре. В военной организации Кахети епископы стояли во главе четырёх «садрошо» (военных округов) страны, им вверялось собирать войско для битвы, и в юрисдикции Бодбийского епископа был авангардный «садрошо» в который кроме Кизики, входили также территории в Алазанской долине до деревни Кондоли (около Телави ) и в Иорском ущелье до деревни Манави (около Сагареджо ).
В XVI веке Захария и Максим вместе другими епископами Кахети предпринимали сепаратистские действия по отношению к Мцхетскому престолу, что вынудило Мцхетского католикоса учредить специальные «клятвенные книги верности», где «провинившиеся» архиереи клялись ему в верности, обещая быть «верными и покорными сынами Церкви» [3] . XVII век принёс опустошительные вторжения персов , а затем лезгин , когда была утеряна большая часть церковных документов. Жертвами лезгин подчас становились и сами архипастыри - так митрополит Бодбийский Кирилл (Джорджадзе) трагически погиб от рук лезгин 28 июля 1792 года.
При этом в XVIII веке Бодбийская епархия расла за счёт упразднённых соседних епархий: в Канонах церковного собора 1748 года епископ Бодбийский Онуфрий упоминается также как епископ Хорнабуджский и всей Кизики [4] , в 1751 - 1764 епископ Бодбийский был также настоятелем Давидо-Гареджийского монастыря [5] , в 1757 году в состав епархии вошла часть Черемской епархии с деревнями Веджини , Пховели , Зиари , Кодало , Мелаани [6] , в 1777 году - вся Черемская епархия, а в 1792 году – Сигнахская митрополия, с переименованием кафедры в Бодбийско-Сигнахскую.
Последним архипастырем на Бодбийской кафедре до вхождения Грузинской Церкви в Русскую был Иоанн (Макашвили/рус.: Бодбель-Макаев) который прославился как крупный политический деятель своего времени. 14 июля 1811 года, в связи с учреждением Грузинского Экзархата Святейшего Синода Бодбийская кафедра была упразднена и наряду с другими епархиями Грузинской Церкви вошла в состав Алавердско-Кахетинской епархии , предстоятелем которой был назначен Бодбийско-Сигнахский архиепископ Иоанн. 30 августа 1814 года по проекту первого экзарха Грузии Варлаама (Эристави) была восстановлена Сигнахско-Кизикская епархия, включившая в себя территорию Бодбийско-Сигнахской епархии, кафедру которой в сане митрополита вновь занял владыка Иоанн сохранявший этот титул пожизненно, хотя фактически епархия была упразднена в 1818 году.
В 1886 году было учреждено Алавердское викариатство Грузинского Экзархата, территория которого охватывала всю юго-восточную часть Грузии, в том числе и историческую территорию Бодбийской епархии.
Бодбийская епархия была возобновлена в 1925 году после восстановления автокефалии Грузинской Церкви.
На сегодняшний день территория Бодбийской епархии охватывает Сигнахский и Дедоплис-Цкаройский районы Грузии. Кафедральный город – Сигнахи . Кафедральных соборов – три: в Сигнахи, во имя великомученика Георгия Победоносца и святой равноапостольной Нины в Бодбе , во имя святого Стефана Первомученика в Тибаани .
Архипастыри [7]
Лазарь упом. 506
Захария ок. 1556 - 1560
Максим ок. 1562 - 1588
Василий 1604 - 1620
Арсений (Авалишвили) 1631 - 1650
Евдемон упом. 1662
Матфей упом. 1669
Николай (Цицишвили) 1673 - 1679
Евдемон (Диасамидзе) 1696 - 1699
Захария (Андроникашвили) 1702 - 1716
Онуфрий (Андроникашвили) 1736 - 1748
Иоанн (Джорджадзе) 1746 - 1760
Давид (Вачнадзе) 1761 - 1780
Савва упом. 1776
Даниил упом. 1782
Иоанн 1787 - 1811
Кирилл (Джорджадзе) 1791 -28.VII. 1792
Онуфрий упом. 1795
Иоанн (Макашвили/рус.: Бобдель-Макаев) 1792 (?)/ 1799 -14.VII. 1811
1811 - 1814 в составе Алавердско-Кахетинской
1814 - 1818 (- 1837 ) в составе Сигнахско-Кизикский
1818 - 1925 в составе Карталинской и Кахетинской
1886 - 1925 в составе Алавердского викариатства
Димитрий (Иашвили) (? - 1961)
Афанасий (Чахвашвили) (25 декабря 1979 - 1992, 1992 - 1996)
Даниил (Датуашвили) (1992)
Давид (Махарадзе) (16 апреля - ? 1992)
Феодор (Чуадзе) (1996 - 1998)
Николай (Пачуашвили) (1998 - ?) [8]
Давид (Тикарадзе) (с 1999)
Статистика
Нач. XIX в. - больее 100 приходских церквей [9] .
2002 - 1 архимандрит, 5 священнослужителей, действуют 3 собора и 4 храма [10] .
Состав
Монастыри
Действующие
Монастырь Первомученика Стевана, Хирса в с. Тибаани (мужской)
Монастырь во имя Пресвятой Троицы в с. Нижний (Квемо) Мачхаани (женский)
Исторически входившие в епархию
Давидо-Гареджийский монастырь
Магазанебийский монастырь
Колагиребийский монастырь
Храмы
Действующие
Кафедральный собор в Сигнахи
Кафедральный собор во имя вмч. Георгия Пеобедоносца и св. равноап. Нины в Бодбе ( Бодбийский монастырь ).
Кафедральный собор во имя св. Стефана Первомученика в Тибаани
Храм во имя св. Ильи Праведного в Цнори
Храм во имя св. Иоанна Крестителя в Вакири
Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Дедоплис-Цкаро
Храм в деревне Самрекло (Дедоплис-Цкаройского р-н)
Благотворительные организации
благотворительный союз «Бодбе»
Использованные материалы
Старница портала Православие.ру :
http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...wdoc
Страница проекта Иерархия Церквей :
http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-abhalav.html
Хевсуриани, Л., "Епархии и современные действующие монастыри Грузинской Православной Церкви", статья «Грузинская Православная Церковь», Православная энциклопедия , т. XIII:
http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=785&did=41493&p_comment=complex
[1] ПГП, т. 2, 48.
[2] Он также значится седьмым в грамоте 1749 года царя Ираклия II и католикоса Антона I о распорядке епископов при царском дворе. ПГП, т. 2, 399.
[3] ПГП, т. 3, 269, 343.
[4] ПГП, т. 3, 804.
[5] ПГП, т. 3, 835.
[6] ПГП, т. 2, 407.
[7] Приблизительный список на основании данных грузинских историков А. Пурцеладзе и П. Иосселиани. См. http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...doc.
[8] Согласно биографии на официальном сайте Грузинской Православной Церкви был на кафедре с 1998 по 2002 год, см. ст. Николай (Пачуашвили) . Однако, на том же сайте биография владыки Давида (Тикарадзе) (см.) указывает последнего на Бодбийской кафедре с 1999 года.
[9] http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...doc.
[10] http://www.pravoslavie.ru/cgi-bin/sykon/client/display.pl?si...doc.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент