Значение слова МЕЛЕТИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое МЕЛЕТИЙ

Мелетий Смотрицкий - Один из даровитейших южно-русских ученых, сынкаменецкого городского писаря Герасима Смотрицкого, написавшегопредисловие и стихи для острожской Библии 1581 г. и бывшего ректоромострожского училища. М. род. около 1578 г., учился в острожской школе, в1601 г. был отправлен Константином Острожским в Вильно, в иезуитскуюколлегию; по окончании курса. путешествовал по Германии, слушал лекции вЛейпциге и Виттенберге. В 1610 г., под псевдонимом Феофила Орфолога, ониздал в Вильно очень талантливо и горячо написанное полемическоесочинение против униатов и латинян: Фринос или плачь восточной церкви, собъяснением догматов веры (Jrhnoz, to jest Lament jedynej sw.powszechnej apostolskiey wscbodnioy cerkwie" (Вильно, 1610). "Фринос"имел огромный успех. Скоро, однако, М. начинает колебаться в своихубеждениях, вероятно, из желания мира и единения церквей. Вступив ввиленское православное братство, он в то же время ведет тайныепереговоры с униатами и мечтает покончить несогласия публичным диспутом,на который сперва соглашались обе стороны, но за 3 дня до диспутаправославное духовенство и братчики отказались принять в нем участие.Когда М. убедился в невозможности примирения, он остался веренправославию {в 1618x или 1919 г. постригся (до тех пор он называлсяМаксимом)} и стал вести строго подвижническую жизнь, что снова снискалоему уважение братчиков. При погребении виленского архимандрита КарповичаМ., избранный на его место и еще раньше возведенный константинопольскимпатриархом в сан полоцкого архиепископа, сказал проповедь (изд. в Вильнов 1620 г.), составляющую Один из лучших образцов южно-русскогоораторства. Между 1620 и 1623 гг. М. издал по-польски ряд полемическихтрактатов, в которых искусно связывает дело православных с исконнымиполитическими вольностями Литвы и Польши. В ноябре 1623 г. был убит вВитебске униатский епископ Иосафат Кунцевич, что вызвало репрессалии состороны польского правительства. Полагали, что и Мелетию, каквыдающемуся борцу православия, угрожала опасность, и что из страха онтогда же решился принять унию, но предварительно уехал на Восток,надеясь устроить общее объединение церквей. Но теперь доказано (С.Голубев, "Киевский митроп. Петр Могила и его сподвижники", Киев, 1883,гл. III, стр. 80 - 240 и приложения), что опасность для М., которогоникак нельзя было уличить в подстрекательстве граждан Витебска, былаочень незначительна; на Восток же он отправился с другой целью. Дело втом, что в православных братствах, особенно в старейших, как виленское ильвовское, главная роль от иерархов перешла к мирянам-братчикам; хотя М."от головы до ног убирали в золото", но власти ему не давали.Самолюбивый М. решился, с помощью вост. патриархов, завоеватьнадлежащее, по его убеждению, положение для клира и в конце 1623 г.через Киев отправился в Константинополь, с ведома и благословениякиевского митроп. Иова Борецкого, который всецело сочувствовал ему вэтом деле. Из Константинополя М. проехал в Палестину и в конце 1625 г.вернулся на родину с грамотами, уничтожающими ставропигию братств. Слухоб этих грамотах еще прежде взволновал православных, и М. в Киеве былпринят очень дурно: Заxapия Копыстенский не пустил его в Kиeвo-Печерскуюобитель. Опубликование грамот вызвало целую бурю: они были объявленыподложными, и Мелетия вместе с Борецким громко называли отступниками иуниатами. Чтобы доказать лживость этих обвинений, митрополит и М.произнесли анафему на латинян и униатов, но это мало помогло им.Виленское и львовское братства послали к константинопольскому патриархуза разъяснением грамот, причем не поскупились и на обычные подарки.Патриарх разъяснил, что ставропигиальные права старейших братств неподлежат уничтожению. После этого М. не решался ехать в Вильно и долженбыл оставаться в крайне стесненном положении, "на чужих хлебах". КогдаМ. стал просить место настоятеля в богатом Дерманском монастыре, властиизъявили согласие, но при условии его перехода в унию. М. согласился ибыл присоединен 6 июня 1627 г., только просил держать это в тайне дляпользы дела: он надеялся искусной политикой увлечь за собой многих.Присоединениe М. вызвало большую радость и в римской курии. 8 сент. 1627г. М. устроил собор в Киеве, на котором взялся составить дляправославных катехизис, а прежде разъяснить главные пункты несогласияправославных с католиками. Чтобы не быть уличенным в измене, он самизвещает виленских братчиков о своих сношениях с униатами, которые будтобы хотят "папежа оставити". Но обман плохо удается ему: в народе ходятупорные слухи о его переходе, и многие дерманские монахи покидаютуправляемый им монастырь; верят ему только киeвскиe иepapхи. На 6-йнеделе великого поста 1628 г. собрался собор в Гродеке, на который М.представил свое разъяснение разностей исповеданий, по его мнению неважных, так что только несправедливое предубеждение православных мешаетединению церквей и ставит народ в тяжелые условия. Собор нашел егосоображения небезосновательными и решил готовить общественное мнение ксоединению церквей. По возвращении в Дермань, М. работает над трактатом,который он назвал "Апологией своего путешествия на Восток" ("Apologiaperegrinatiey do Kraiow wscbodnych", Львов, 1628); здесь он говорит, чтоцелью его поездки было собрать верные сведения о догматах истинной веры,от которых отступили в последнее время русские богословщики (Зизаний,Филалет, Орфолог, т. е. он сам, и др.). Он предлагает собрать собор ивосстановить единение церквей, причем льстит своим соотечественникам,бранит невежественных греков и ловко, как будто мимоходом, указывает нате выгоды, которые получат от подчинения Риму и дворянство, теперьуниженное, и народ, который только тогда утрет свои ежедневнопроливаемые слезы. Один экземпляр своей "Апологии" М. послал ПетруМогиле, а другой митроп. Иову Борецкому и последнего просил, рассмотрев,обнародовать книжку. Могила и Борецкий не могли согласиться на это, таккак М. пошел гораздо дальше, чем они предполагали: они готовы былидопустить почетное, так сказать титулярное, главенство папы и желалипримирения с католиками на правах равенства - а М. предлагал полноеподчинение и признание всего прошлого ошибкой и даже ересью. Новыступить открыто против М. они тоже не могли, так как былискомпрометированы своими прежними с ним соглашениями. Напрасно прождавот них ответа, М. отправил рукопись Апологии к Саковичу, и уже в началеавгуста 1628 г. появились первые листы книги в польском переводе.Экземпляры их оказались и в Киеве у лиц, съехавшихся на собор, и привелиправославных в крайнее озлобление против автора. 13 авг. к нему пришлиуполномоченные от собора и спросили его, намерен ли он отказаться от"Апологии", так как иначе он не будет допущен на собор. М. пыталсязащищать свою книгу, но, видя настойчивость депутатов, должен былпризнать возможность исправлений и даже приостановки печатания. Скоро онубедился, насколько народ возбужден против него, и написал митрополитупокаянное письмо, по прочтении которого собор послал к нему вторуюдепутацию с требованием полного отречения от "Апологии". 15 августа М.принужден был участвовать в торжественном анафематствовании своей книги,причем он ее топтал ногами и палил огнем (значительную часть вины своейон возложил на переводчика и издателя книги), 24-го августа М. уехал изКиева, и немедленно протестовал печатно против своего насильственногоотречения. С этих пор он уже открыто объявляет себя униатом и всецелоподчиняется руководству иезуитов. В 1629 г. М. издал "Паренезис илинапоминание народу русскому" ("Paraeaeisis albo napomnieuie do naroduruskiego", Краков), где, оправдывая свой переход в унию, говорит обупадке училищ среди православных и предлагает особую патриархию, новообще держится умеренного тона и высказывает горячее сочувствиестраданиям народа. В том же году священник Андрей Мужиловский резко иэнергично возражает на его "Апологию", тоже по-польски, книгой"Антидот", а М. отвечает ему трактатом: "Exethesis..., to iest Rozprawamiedzy Apologia у Antidotem" (Львов, 1629), уже в раздраженном ипридирчивом тоне. За "Расправу" католики прозвали Мелетия польскимЦицероном. В том же году, в октябре, М. участвовал в львовском собореуниатов с православными, на который он возлагал большие надежды. Нособор не удался, так как из православных почти никто не явился. С техпор М. смирно жил в своем Дерманском м-ре, истязая себя власяницей ипостами и собирая библиотеку. Он умер 27 декабря 1633 г. Единственноепроизведение М., надолго его пережившее, составлено им в первый периодего деятельности, когда он был простым монахом и учителем в школевиленского братства: это - его грамматика. М. был для того времениотличный филолог; он преподавал по-латыни artes humaniores и сличалславянский Новый Завет с греческим оригиналом; в то же время он учил иславянскому языку, который на ЮЗ России, в виду сильной полонизацииязыка разговорного, становился малопонятным даже для священников, амежду тем основательное знание его было крайне необходимо длямногочисленных издателей и справщиков. Так как грамматика ЛаврентияЗизания была мало удовлетворительна, М. составил и издал в Вильно, в1618 г., свою, нет окончания?

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.