Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Дионисий Ареопагит ( I в.), епископ Афинский , священномученик .
Память 4 января (70 ап.), 3 октября
Жил в городе Афины . Там же воспитывался и получил классическое эллинское образование. Затем отправился в Египет , где в городе Илиополе изучал астрономию. Вместе с другом Аполлофоном он был свидетелем солнечного затмения в момент распятия на Кресте Господа Иисуса Христа. "Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается", - сказал тогда Дионисий. В Афинах, куда он возвратился из Египта, его избрали членом ареопага (верховного афинского суда).
Когда святой апостол Павел проповедовал в афинском ареопаге (Деян. 17, 16 - 34), Дионисий принял это спасительное благовестие и стал христианином. В течение трех лет Дионисий был сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия. Впоследствии апостол Павел поставил его епископом города Афин . В 57 году святой Дионисий присутствовал при погребении Пресвятой Богородицы .
Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь , писал своему учителю апостолу Павлу:
"Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил".
Умер мученической смертью (по древним известиям, основанным на свидетельстве апологета Аристида). Имеется восходящее к средневековью мнение, согласно которому Дионисий Ареопагит был проповедником христианства в Галлии (См. Дионисий Парижский ).
Труды
Очень важен вопрос о сочинениях, приписываемых Дионисию Ареопагиту. Первое указание на сочинения его встречается в VI в. На диспуте монофизитов -севериан с православными, устроенном импер. Юстинианом в 533 г., монофизиты, ратуя против Халкидонского собора , ссылались, между прочим, на сочинения Дионисия Ареопагита и на возражение православных, что таких сочинений не знали ни св. Афанасий Великий , ни св. Кирилл Александрийский , боровшийся против Нестория , отвечали, что св. Кирилл цитировал их в своих сочинениях против Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуетского . Позже на сочинения Дионисия ссылались и монофизит Север Антиохийский , и православный антиохийский патриарх Ефрем , а Иоанн Скифопольский писал к ним толкования. С этих пор писания Дионисия приобрели в греческой церкви высокое уважение. Преп. Максим Исповедник комментировал их, Пахимер ( XIII в.) составил перифраз их.
На Западе впервые ссылается на сочинения Дионисия, именно на сочинение "Небесная иерархия", папа Григорий Великий . Импер. византийский Михаил Косноязычный послал экземпляр сочинений Дионисия Людовику Благочестивому (827), и они скоро приобрели особенное уважение и на Западе, чему, может быть, способствовало то обстоятельство, что Дионисию Ареопагиту приписывали проповедь в Галлии, где, говорили, он и пострадал. Иоанн Скотт Эригена , по поручению Карла Лысого , перевел сочинения Дионисия и толкования к ним на латинский язык. В последующее время на Западе Дионисий сделался руководителем мистического направления в богословии: его усердно изучали Гугон Сен-Викторский ; Альберт Великий , Фома Аквинат и др.
Мнение о том, что св. Дионисий Ареопагит и св. Дионисий Парижский - разные лица, восходящее, вероятно, к высказываниям Пьера Абеляра , впоследствии встречается у Лоренцо Валлы и Эразма Роттердамского . В то же самое время были выставлены возражения против древности сочинений, приписываемых св. Дионисию Ареопагиту. С тех пор эти возражения не прекращаются: и протестантские, и католические историки не находят возможным сочинения, известные под именем Дионисия Ареопагита, отнести к письменности мужей апостольских .
По мнению научных критиков, приписываемые Дионисию Ареопагиту сочинения: "О небесной иерархии — περί της ούρανίας ίεραρχίας"; "О церковной иерархии — περί της εκκλησιαστικης ίεραρχίας"; "Об именах Божиих — περί θείων όνοματων"; "О таинственном богословии — περί μυστικης θεολογίας; "10 писем к разным лицам" — могли быть написаны в конце IV или в начале V века христианским платоником. Это не бросает, впрочем, тени на само содержание сочинений. Такие авторитеты, как Максим Исповедник и Иоанн Дамаскин , служат ручательством, что в них содержится истинное и здравое церковное учение.
Литература
О трудах Дионисия Ареопагита
Прот. Иоанн Мейендорф. Псевдо-Дионисий Ареопагит
http://www.angelologia.ru/patrologia/154_ioann_meyendorf.htm
Болотов В. В. К вопросу об Ареопагитских творениях. СПб, 1914 год (pdf)
http://plato.spbu.ru/RESEARCH/bolotov/pdf/works/w19.pdf
О святом Дионисии Ареопагите и его творениях. Из журнала "Христианское чтение". 1848 г.
http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=patrologia.dionysius1848
Архим. Рафаил (Карелин). Ниспровергатели Святого Дионисия Ареопагита
http://karelin-r.ru/newstrs/101/1.html
"Св. Дионисий Ареопагит и лжеправославная богословская наука"
http://www.angelologia.ru/patrologia/200_Areopagitiki.htm
См. также
Статья Православной энциклопедии :
http://www.pravenc.ru/text/178443.html
Использованные материалы
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/036/36226.htm
http://days.pravoslavie.ru/Life/life1657.htm
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент