Дионисий Ареопагит - знатный афинянин, член афинского ареопага, был,по свидетельству Деян. Апост. (17, 34), проповедью ап. Павла обращен вхристианство; проходил, по словам Евсевия, епископское служение вАфинах, и умер мученическою смертью (по древним известиям, основанным насвидетельстве апологета Аристида). Его в средние века смешивали сДионисием, проповедником христианства в Галлии. Очень важен вопрос осочинениях, приписываемых Д. Ареопагиту. Первое указание на сочиненияего встречается в VI в. На диспуте монофизитов-севериан с православными,устроенном импер. Юстинианом в 533 г., монофизиты, ратуя противХалкедонского собора, ссылались, между прочим, на сочинения Д.Ареопагита, и на возражение православных, что таких сочинений не зналини св. Афанасий вел., ни св. Кирилл, боровшийся против Нестория,отвечали, что св. Кирилл цитировал их в своих сочинениях против ДиодораТарсийского и Феодора Монсуетского. Позже на сочинения Д. ссылались имонофизит Север, и православный антиохийский патриарх Ефрем, а ИоаннСкифопольский писал к ним толкования. С этих пор писания Д. приобрели вгреческой церкви высокое уважение. Преп. Максим Исповедник комментировалих, Пахимер (XIII в.) составил перифраз их. На Западе впервые ссылаетсяна сочинения Д., именно на сочинено "Небесная Иерархия", папа ГригорийВеликий. Импер. византийский Михаил послал экземпляр сочинений Д.Людовику Благочестивому (827), и они скоро приобрели особенное уважениеи на Западе, чему, может быть, способствовало то обстоятельство, что Д.Ареопагиту приписывали проповедь в Галлии, где, говорили, он ипострадал. Иоанн Скотт Эригена, по поручению Карла Лысого, перевелсочинения Д. и толкования к ним на латинский яз. В последующее время наЗападе Д. сделался руководителем мистического направления в богословии:его усердно изучали Гугон Сен-Викторский; Альберт Великий, Фома Аквинати др. Критика, в лице Лаврентия Валлы и потом Эразма Ротердамского,распутала смешение Д. афинского и Д. проповедника христианства в Галлии(раньше всех высказал сомнение в этом Петр Абеляр) и выставилавозражения против древности сочинений, приписываемых св. Д. Ареопагиту.С тех пор эти возражения не прекращаются: и протестантские, икатолические историки не находят возможным сочинения, известные подименем Д. Ареопагита, отнести к письменности мужей апостольских. Помнению ученых критиков, приписываемые Д. Ареопагиту сочинения: "Онебесной иерархии - peri thV ouraniaV ierarciaV"; "О церковной иерархии- peri thV ekklhsiastichV ierarciaV"; "Об именах Божиих - peri Jeiwnonomatwn"; "О таинственном богословии - peri mustikhV JeologiaV"; "10писем к разным лицам" - могли быть написаны в конце IV или в начале Vвека, христианским платоником. Это не бросает, впрочем, тени на самоесодержание сочинений. Такие авторитеты, как Максим Исповедник и ИоаннДамаскин, служат ручательством, что в них содержится истинное и здравоецерковное учение. Вопрос о сочинениях Д. обстоятельно изложен вэнциклопедии Герцога; там же приведена и литература вопроса. П. В.
Значение слова ДИОНИСИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ДИОНИСИЙ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012