Значение слова ДИОНИСИЙ в Словаре Кольера

Что такое ДИОНИСИЙ

I

имя двух древнегреческих тиранов, правивших в Сиракузах на Сицилии.

Дионисий Старший. Когда в 405 до н.э. над греческой частью Сицилии нависла опасность со стороны Карфагена, Дионисий, тогда молодой человек, писец при коллегии стратегов (военачальников), добился, чтобы народное собрание переизбрало всю коллегию. Впоследствии он отстранил коллег от командования, обзавелся личной охраной и захватил власть. Дионисий преуспел в борьбе с карфагенянами, хотя и не изгнал их с Сицилии окончательно, вероятно, также и потому, что постоянное присутствие врага гарантировало тирану верность сицилийцев, искавших у него защиты. Дионисий скопил значительные богатства, выпуская монету облегченного веса, конфискуя имущество противников и продавая население целых городов в рабство. Его заинтересованность в развитии армии и флота вылилась в создание огромных военных кораблей и катапульт. Дионисий превратил Сиракузы в наиболее укрепленный город западного Средиземноморья. Как и тираны в Греции, он стал покровителем искусств, хотя выказал значительный произвол в обращении со своими почетными гостями. Дионисий воспитал в традициях тиранической власти также и своих сыновей и, умирая в 367 до н.э., оставил власть сыну Дионисию Младшему.

Дионисий Младший. Когда Дионисий Младший унаследовал власть, Дион, зять Дионисия Старшего, вызвал в Сиракузы Платона, рассчитывая сделать его наставником молодого правителя. Но вскоре Дион лишился благосклонности своего племянника, и Платон вернулся в Грецию. В 356 до н.э. Дион изгнал Дионисия с Сицилии, но в 347 до н.э. Дионисий вновь захватил власть, чтобы снова ее утратить в 344 до н.э. Остаток жизни он провел в изгнании в Коринфе.

II

имя нескольких святых и церковных деятелей раннехристианской эпохи. В первые века христианской эры это имя получило широкое распространение. Помимо Дионисия Ареопагита (Псевдо-Дионисия), которому посвящена отдельная статья (см. также ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ), упоминания заслуживают еще несколько Дионисиев.

Св. Дионисий (ок. 200-268), папа Римский (259-268), вероятно, грек по происхождению. По завершении гонений Деция и Валериана реорганизовал устройство Римской епархии, в результате чего кладбищенские церкви стали сельскими приходами и были четко определены границы епископств в окрестностях Рима. Папа Дионисий осудил ересь Савеллия, учившего, что три Лица Троицы суть лишь внешние формы проявления или аспекты единого Бога. О его отношениях с Дионисием Александрийским говорится ниже. День памяти святого 30 декабря.

Св. Дионисий Александрийский (умер ок. 265), епископ Александрийский, отец Церкви. Родился в конце 2 в. в знатной семье. Обратился в христианство уже в зрелом возрасте. Дионисий обучался у Оригена в александрийской катехизической школе, которую впоследствии (ок. 231) и возглавил. Вероятно, именно в этот период им был написан трактат, посвященный систематическому опровержению атомистического учения Эпикура и его последователей. В 247 или 246 Дионисий стал епископом Александрийским и патриархом северо-восточной Африки. В 248 в Александрии вспыхнули народные волнения, направленные против христиан, а в 249 начались гонения Деция. Дионисий избежал заточения, спешно покинув Александрию, однако ему пришлось пережить много лишений и тягот в Ливийской пустыне, прежде чем он смог вернуться в Александрию (вероятно, в 251).

В последующие годы Дионисий играл важную роль во всех событиях, волновавших христианскую общину того времени. Прежде всего он был духовным пастырем, и ему принадлежит множество посланий, трактующих вопросы догматики и церковной политики. Так, в своем послании по поводу тех, кто отступился от христианской веры, он призывал проявлять снисходительность к слабости этих людей - при условии их искреннего раскаяния. Благодаря его усилиям многие закоренелые схизматики вернулись в лоно церкви. В вопросе о перекрещивании тех, кто принял крещение от еретиков, он занял умеренную позицию, убеждая обе спорящие стороны воздерживаться от крайних и насильственных мер. Он первым осудил ересь савеллиан, распространившуюся в Пентаполе, который находился под его епископской юрисдикцией. По-видимому, он первым ввел в обиход праздничные пастырские послания, в которых затрагивались животрепещущие проблемы церковной жизни; эта практика стала отличительной чертой административного уклада Египетской церкви.

В 257, когда начались гонения императора Валериана, Дионисию, вместе с другими духовными лицами, пришлось предстать перед судом префекта провинции. За свое свидетельство о вере он был отправлен имперскими властями в ссылку, сначала в Кефрон на границе Ливийской пустыни, затем в Коллуфион, а потом в небольшое селение в окрестностях Мареотского озера. Все эти перемещения были связаны со страданиями и лишениями. Когда при императоре Галлиене вновь водворился мир, Дионисий возвратился в Александрию. Дионисий Александрийский скончался ок. 265. День памяти святого 17 ноября (в Русской православной церкви 6 сентября по старому стилю).

Св. Дионисий Коринфский (вторая половина 2 в.), стал епископом Коринфским ок. 170 и принимал деятельное участие во многих событиях того времени. Известен как автор многочисленных посланий, посвященных вопросам догматики, морали, экзегезы и церковной дисциплины. Время смерти святого неизвестно. День памяти святого 8 апреля (в Русской православной церкви 29 ноября по старому стилю).

Св. Дионисий Парижский (3 в.), епископ и мученик. Вместе с несколькими другими епископами был направлен папой в Галлию (предположительно в 3 в.). Претерпел мученическую смерть и погребен в 10 км от Лютеции (Парижа). Впоследствии над местом его погребения была воздвигнута базилика, и культ этого святого получил широкое распространение. Средневековая традиция отождествила его с Дионисием Ареопагитом, обращенного в христианство апостолом Павлом во время его пребывания в Афинах. День памяти святого 9 октября (в Русской православной церкви 3 октября по старому стилю).

Дионисий Малый (ок. 475-550), скифский монах, живший в Риме с конца 5 в. приблизительно до сер. 6 в. Прозвище Малый (Exiguus), возможно, выражало его смиренное самоуничижение перед другими великими носителями того же имени. Дионисий прекрасно владел и латынью, и греческим языком, что позволило ему играть важную роль в контактах восточной и западной традиций. Он составил компиляцию соборных канонов: 165 из них были переведены им из уже существовавшего к тому времени аналогичного сборника на греческом языке, 50 было заимствовано из Апостольских постановлений; кроме того, в эту компиляцию вошел ряд постановлений, принятых соборами Римской и Африканской церквей. Этот сборник существовал в трех авторских редакциях, последняя из которых, по-видимому, утрачена. В дополнение к этому сборнику Дионисий составил подборку папских декреталий из 41 статьи. Оба сборника на протяжении многих веков служили основой канонического права, которым руководствовалась Западная церковь. Дионисию принадлежал также ряд трактатов об исчислении времени празднования Пасхи, что немало способствовало урегулированию древнего спора. Параллельно он осуществил синхронизацию римской и христианской истории, установив, что Христос родился через 754 года после основания Рима. Его вычисления положили начало системе отсчета времени "от Рождества Христова", которой мы пользуемся и по сей день.

Кольер. Словарь Кольера.