Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Дионисий (Хитров) ( 1818 - 1896 ), епископ Уфимский и Мензелинский .
В миру Хитров Димитрий Васильевич, родился 22 октября 1818 года в селе Хитрово , Данковского округа, Рязанской епархии, в семье пономаря Василия Ивановича. При рождении Димитрия мать его горько плакала и много слез пролила и после о том, что семья стала большая, а состояние было хуже, чем скудное. До Димитрия были в живых тогда у них дети: Никита, Григорий, Гликерия и Герасим. Димитрий учился на дому у местного о. Тимофея, а с семи лет по привезенной ему церковно-славянской азбуке. Весной 1825 года учился он недолго у дворовых людей, затем – у мужа сестры, изучая Часослов , Псалтири и отчасти – Октоих , но не совсем успешно. В сентябре 1828 года брат его Григорий, оставленный по риторике на повторительный курс, отвез Димитрия в город Данков и представил смотрителю протоиерею Ф. С. Семенову, который, испытав его в чтении, вписал в число учеников первого приходского класса. Здесь Димитрий постигал арифметику, латинскую и русскую грамматику.
В 1830 году переведен был в низшее отделение уездного духовного училища . По случаю холеры в октябре учеников распустили по домам и Димитрий, вернувшись домой, застал свою избу сгоревшей. Летом 1831 года в июне ночью ученикам дано было вновь приказание разойтись по домам по причине свирепствовшей холеры. Опять пешком пришел он домой. В сентябре 1832 года, когда Димитрий собрался ехать в училище, мать взяла благословила его иконой Ахтырской Божией Матери и сказала что скоро умрет. С великой горечью расстался он с ней, и той же осенью в ноябре она скончалась, а вскоре умер отец и старший брат.
Димитрий остался сиротой, но пришла пора поступать в семинарию – в конце августа 1834 года он сдал экзамен «с похвалой» и был зачислен в Рязанскую духовную семинарию , в отделение к профессору Феодору Семеновичу Мещерину, пользовавшемуся тогда особенным авторитетом по своей профессии. Филисофии его учил профессор Гавриил Петрович Успенский, математике – учитель Харлампий Иванович Романский. В 1840 году Димитрий окончил семинарию, и был избран от Рязанской епархии как казеннокоштный в числе десяти воспитанников направляемых на служение в Иркутскую епархию . Видя в этом избрании назначение пути Промысла Божия о себе и о жребии своего служения, Хитров смиренно повиновался и, вступив в брак в Рязанской епархии, отправился в Иркутск .
Якутский благовестник
По прибытии, Димитрий 16 марта 1841 года был рукоположен во диакона епископом Камчатским святителем Иннокентием , следовавшим в свою новооткрытую епархию, а во священника – тем же владыкой 6 апреля того же года к Градо-Якутской Преображенской церкви . Здесь, в Якутске и его области, указано было Промыслом Божиим о. Димитрию проходить свое 43-летнее многотрудное и многоплодное служение.
С прибытием в Якутск о. Димитрий вступил в отправление своих разнообразных и трудных обязанностей. Так он был: учителем Якутского духовного училища по разным предметам с 19 июня 1841 года по 1 июля 1844 года, в 1844 году – общим духовником сельского духовенства и катехизатором в Якутском Троицком соборе , в 1845 году – законоучителем в Якутском казачьем училище, в 1851 году – членом Якутского духовного правления, с 1841 по 1853 год – благочинным сельских и Градо-Якутских церквей, с 1 декабря 1853 года – членом попечительства о бедных духовного звания. Но главным его служением, которое он полюбил искренно и беззаветно, было служение миссионерское. Святейший Синод признал это возведя его указом от 31 декабря 1851 года в звание миссионера . В своих трудах он сделался ближайшим другом и помощником святителя-миссионера Иннокентия (Вениаминова) .
О. Димитрий воспринял поистине апостольское служение. Ревностный, неутомимый и неустрашимый пастырь, с начала своего служения при походной Благовещенской церкви, в десять лет совершил путешествие в 9.130 верст. До 1850 года им предпринято было шесть подвижнических похода – два в Колымск , два на Аллохан , один в Учур и один на озеро Жессей или Ессейское. Последнее лежит за необитаемыми пустынями, между реками Хотангой и Курсикой, а потому, чтобы достигнуть его и посетить тамошние кочевья, требовалось испытанное терпение и самоотверженное служение миссионера. За эти апостольские труды Господь ниспослал ему великое утешение и благословение. Благодаря этим трудам и трудолюбивым проповедникам, язычники и христиане-инородцы услышали живую проповедь и глубоко-назидательное совершение богослужения. Так, например, в 1845 году Николаевская походная церковь, при которой служил тогда священник о. Димитрий, совершила путь к Охотским тунгусам , которые, никогда не видавши христианского богослужения , могли хоть раз в жизни присутствовать при литургии и сподобиться принять Святые Тайны . В 1852 году о. Димитрий путешествовал чрез Оленск , Вилюйск , Олекминск и другие места - всего в пространстве четыре тысячи пятьсот верст. Во время таких путешествий он исполнял разные духовные требы, крестил несколько сот младенцев и несколько тысяч взрослых обращенных им в христианство. По неизмеримым просторам Якутской области вплоть до крайней северной тундры приходилось ему ездить зимой в трескучие 40-градусные морозы на собаках, оленях, а где и собственным ходом – по глубоким снегам, горам и страшным стремнинам, с опасностью низвергнуться с них, под страшной пургой и вьюгой.
Наряду с расширением миссионерского дела, о. Димитрий изучал местные нравы и обычаи, образ жизни и в особенности разные языки. Плодом его усердных и постоянных занятий по изучению языков Якутской области было составление азбуки и грамматики якутского языка и перевод на него священных, богослужебных и духовно-нравственных книг. 1 января 1857 года в вознаграждение многих трудов служения о. Димитрий, по представлению святителя Иннокентия, был возведен в сан протоиерея , с назначением на штатное протоиерейское место Среднеколымской Покровской церкви Якутской епархии. В этом же году был командирован в Москву для печатания в Синодальной типографии церковных книг, переведенных, главным образом, им же и отчасти другими сотрудниками, но под его же наблюдением, на якутский язык, а также и составленной им же азбуки и грамматики якутского языка.
В конце 1858 года протоиерей Димитрий определен исполняющим должность ректора Ново-Архангельской духовной семинарии на острове Ситке и преподавателем богословских наук. 30 июля 1859 года определен также настоятелем к Градо-Якутской Преображенской церкви , в которой впервые начал свое служение, и вместе с тем уволен от миссионерской должности – по несовместимости ее с вышеуказанными.
11 января 1862 года определением Святейшего Синода протоиерей Димитрий Хитров утвержден ректором Якутской духовной семинарии . Состоя ректором семинарии, о. Димитрий исполнял и другие ответственные обязанности. С 11 июня 1862 года он был старшим членом попечительства о бедных духовного звания, а 22 марта 1863 года был избран и утвержден непременным членом Якутского статистического комитета. В 1863 году определен членом цензурного комитета по переводу духовных книг на якутский язык и корректором по печатанию этих переводов. В 1864 году – назначен опекуном над детьми и имением покойного протоиерея Никиты Запольского. С 16 мая 1865 года исполнял должность наместника Якутского Спасского монастыря и состоял членом Якутского областного присутствия по улучшению быта православного духовенства Якутской области. 20 сентября 1866 года был определен благочинным походных церквей, а 7 марта 1867 года – благочинным Градо-Якутских церквей.
В ту пору давно болевшая его супруга скончалась. Святитель Иннокентий охарактеризовал о. Димитрия перед Синодом как человека, который опытно и основательно знает и край, и язык, и характер, и обычаи, и худую и добрую сторону туземцев, и который всегда пользовался и доныне пользуется отличным уважением всех вообще жителей, как человек с отличными качествами, потребными для духовного сана.
7 июля 1867 года протоиерей Димитрий Хитров был назначен епископом Якутским , викарием Камчатской епархии . Вскоре он был пострижен в монашество с именем Дионисий, а 9 февраля 1868 года, на знаменательный для Сибири день открытия мощей святителя и чудотворца Иркутского Иннокентия , в Благовещенском кафедральном соборе святителем Иннокентием в сослужении с другими архиереями была совершена его епископская хиротония.
Епископ Дионисий, по отбытии в Москву митрополита Иннокентия, явился продолжателем его просветительных подвигов среди жителей Сибири, уподобляясь ему во многом, а более всего в деле апостольского служения, сначала в звании викария Камчатского, а с 12 января 1870 года, со времени открытия епископской кафедры в Якутске, в сане епархиального архиерея Якутского и Вилюйского . Подобно архиепископу Иннокентию, он многократно предпринимал, как прежде в его свите, продолжительные и трудные путешествия по своей необъятной епархии, проповедуя Евангелие оставшимся в язычестве , утверждая в православии обращенных в христианство, благоустрояя епархию в различных отношениях. Описания этих поездок, печатавшиеся в свое время, свидетельствуют о неимоверных трудностях, лишениях и опасностях, с какими они были сопряжены. Предпринимая такие путешествия, владыка Дионисий не страшился их, а утешал себя обыкновенно такой мыслью: «монаху нечего терять; если и доведется умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу. Об одном прошу Бога, чтобы Он послал мне христианскую кончину непостыдну и мирну». В продолжение 16-летнего управления епархией епископ Дионисий в Якутске проявил мудрую распорядительность по всем отраслям управления, неусыпную попечительность о духовно-учебных заведениях, о вдовах и сиротах, об открытии новых приходов, о построении церквей и учреждении церковно-приходских школ.
Епископ Уфимский
12 декабря 1883 года владыка Дионисий был перемещен на Уфимскую кафедру . С первых же дней своего служения в Уфе , он приобрел всеобщую любовь и почитание. Как и в Якутске он постоянно был озабочен христианским просвещением паствы и утверждением в истинах Православной веры; не менее двух раз в год совершал поездки по епархии, причем главное внимание обращал на состояние религиозного просвещения своей паствы, ревновал о школьном обучении детей, с отеческой любовью вникал во все стороны церковно-приходской жизни, заботился об ограждении чад Церкви от влияния мусульманской пропаганды и от соблазна раскола , много прилагал попечения к устроению храмов Божиих и образованию самостоятельных приходов; никогда не оставлял свою паству без слова назидания, которое всегда отличалось необычайной простотой, растворено горячим чувством любви, проникнуто покорностью Промыслу Божию и истинно христианским смирением. По своему смирению архипастырь редко печатал свои поучения, но охотно делился в печати своими впечатлениями из поездок по епархиям, и эти путевые его заметки и дневники свидетельствуют о живой наблюдательности и отзывчивости на все запросы и нужды его паствы. Несмотря на преклонный возраст и немощи телесные, объясняемые трудами и лишениями миссионерской жизни в Сибири, епископ Дионисий до последних дней своей жизни неутомимо трудился во благо своей паствы. Скончался он 8 сентября 1896 года и был погребен на кладбище Покровского миссионерского монастыря.
Награды
бриллиантовый крест для ношения на клобуке (15 мая 1891 ).
Труды
Азбука и грамматика якутского языка , Москва, 1857-1859.
Переводы с русского на якутский [1]
Все книги Нового Завета , кроме Апокалипсиса
Псалтырь
Служебник
Бытие
Требник
Каноник
Часослов
Свт. Иннокентий (Вениаминов), Указание пути в Царствие Небесное
несколько поучений на разные случаи
Литература
Церковные Ведомости , 1891, № 20, 170; 1892, № 9, 80.
Приб. к “ЦВ” , 1888, № 4, 88; 1891, № 16-17, 542-560; № 37, 1257; 1893, № 8, 327; 1896, № 37, 1343-1345; № 46, 1717-1718; 1900, № 14, 575-584; № 18, 720-728; 1903, № 50, 1966.
Православнй Собеседник , 1898, октябрь, 378; 1901, январь, 105; март, 320-321.
Известия Казанской Епархии , 1867, № 20, 545; 1869, № 4, 98; 1884, № 2, 33; 1887, № 12, 285.
Церковный Вестник , 1891, № 14, 222-223; № 21, 332; № 29, 449-450; № 37, 588; № 39, 621; № 46, 729.
Самарские Епархиальные Ведомости , 1886, № 9, оф. 183-210; неоф. 185-208, № 10, 199-208.
Русский Архив , 1910, № 1, кн. 1-я, 107.
Странник , 1872, т. 1, 12; 1891, т. V, 177.
Православное Обозрение , 1885, сентябрь, 193-201; 1886, май-июль, 367-391; 409-416; 1870, январь, 17-18.
Уфимские Епархиальные Ведомости , очерки о поездках по Уфимской епархии, в 1900 г. – автобиографические записки.
Миссионерское Обозрение , 1904, сентябрь, 551.
Богословский Вестник , 1901, март, 67.
Воскресный День , 1890, № 17. Статьи И. К. «Преосвящ. Дионисий, епископ Уфимский».
Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1894 г. , 50; 1896 г., 48-49.
Список архиереев Иерархии Всерос. , Санкт-Петербург, 1896, № 402, 57.
Барсуков, И., Памяти Дионисия, епископа Якутского и Вилюйского, а затем Уфимского и Мензелинского (скончался 8 сентября 1896 г.) , Санкт-Петербург, 1902.
Булгаков, 1416-1417.
БЭС , т. I, стб. 747; т. II, стб. 2215.
БЭЛ , т. IV, стб. 1101; т. VIII, стб. 234-235.
НЭС , т. XVI, стб. 377-378 (труды)
Смолич, Игорь, 417.
Использованные материалы
http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_6659
http://www.rulex.ru/01050459.htm
Зосима (Давыдов), епископ Якутский и Ленский, «Служение Русской Православной Церкви в Якутском крае», 14.XII.2006:
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/061214164033
[1] Первое издание – в Москве в конце 1850-х. Второе издание богослужебных книг, исправленное еп. Дионисием – в Казани в 1883 - 1889 годах.
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент