Значение слова ОРБЕЛИАНИ в Литературной энциклопедии

ОРБЕЛИАНИ

1.[/b] [trn][m2]Вахтанг [1812—1890] — грузинский поэт. Р. в семье крупного феодала-князя. Учился в Пажеском кадетском корпусе. За активное участие в «тайном военном заговоре» против русского самодержавия в 1832 О. был приговорен к смертной казни, к-рая была заменена высылкой из пределов Грузии (в Калугу) на 4 года. Вернувшись на родину, Орбелиани поступил на военную службу. С 1864 занимал различные должности (член крестьянского собрания, мировой посредник и т. п.). Поэзия О. отражала идеологию деградировавшей феодальной группы, вытеснявшейся развитием капиталистических отношений в Грузии. Творческое внимание О. привлекала «исчезнувшая слава родины», потерявшей свою независимость в результате покорения ее русскими царскими войсками. Подавляющее большинство его стихов проникнуто идеализацией старых государственных устоев. В патриотической романтике О. пессимистические ноты причудливо сплетались с мотивами «возрождения родины» («разрушенная наша родина вновь процветет»). В 70-х годах, под влиянием народнического движения, в творчестве О. появились робкие мотивы «единства и братства», «труда и образования». Орбелиани стремился «заглянуть в дом крестьянина», «узнать печаль и радость крестьянина», решительно выступал против торгашей, осуждая «леность и бездеятельность». Но эти мотивы в основном не изменили доминировавшей дворянско-патриотической направленности его творчества. Критика некоторых сторон быта с феодальных позиций приобретала характер некоторой оппозиционности против восходящего класса буржуазии. Как и другие поэты-романтики Грузии того периода, О. увлекался экзотикой природы своей родины. Библиография: I. Полное собрание сочинений Вахтанга Орбелиани в последний раз появилось в изд-ве «Грузинская книга», Тифлис, 1928. II. Хаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, т. IV; Абашидзе К., Этюды по грузинской литературе, ч. 1, Кутаис, 1912; Котетишвили В., История грузинской литературы, ч. 1, Кутаис, 1925. Г. Т-ли 2.[/b] [trn][m2]Григорий [1804—1883] — грузинский поэт. По происхождению князь. По окончании среднего учебного заведения Орбелиани поступил на военную службу. В 1832 за сочувствие «тайному военному заговору» в Грузии против русского самодержавия был арестован, но вскоре освобожден, после чего продолжал военную службу, приспособляясь к режиму царской власти. В 1857 получил чин генерала, а с 1862 исполнял обязанности наместника царя на Кавказе. Развитие лит-ого творчества О. относится к периоду распада феодальных отношений в этой стране. Являясь представителем феодальной аристократии, О. глубоко переживал потерю независимости, сословно-политических и экономических привилегий своего класса. Его романтическая поэзия насыщена гл. обр. патриотическими мотивами «любви к родной земле» и «восстановления уснувшей судьбы могучей Иверии» (Грузии), завоеванной царской Россией. В дальнейшем однако О. примирился с русским самодержавием. Став поборником русского монархизма, О. посвятил [m2]310 ряд хвалебных стихов Николаю I. Наиболее художественно выразительные произведения О. — лирические стихи о природе; последнюю он мыслил как «высшую силу», умиротворяющую враждующие общественные силы, смягчающую классовые противоречия, «возбужденные чувства людей». Этот космизм сочетался у него с интимным культом «беспредельной любви». О. был представителем старого поколения консервативного дворянства: он резко выступал против либерально-дворянских, а позднее и радикально-мелкобуржуазных идей 60—70-х гг., против введения нового лит-ого яз., против новых общественно-литературных нравов и т. п. («Ответ детям»), но активно боролся против религиозных преследований. Библиография: I. Полное собрание сочинений издавалось несколько раз. Последнее изд. в изд-ве «Грузинская книга», 1928, под ред. и с крит. ст. В. Котетишвили. II. Хаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, т. IV; Абашидзе К., Этюды по грузинской литературе, ч. 1, Кутаис, 1912; Котетишвили В., История грузинской литературы, ч. 1, Кутаис, 1925; Зандукели М., Новая грузинская литература, ч. 1, Тифлис, 1932. Г. Тавзарашвили 3.[/b] [trn][m2]Саба-Сулхан [1658—1726] — грузинский общественный деятель, литератор, лексикограф. Р. в семье феодала. Получил светское воспитание, был дипломатом при дворе грузинской династии. Литературно-политическая деятельность О. протекала в тот период, когда Грузия была объектом захватнической политики России, Персии и Турции, стремившихся закрепить свое господство на Кавказе. В это время среди главенствовавшей группы феодалов Грузии происходила ожесточенная борьба за ориентацию. О. держался западной ориентации, которая по его мнению должна была способствовать укреплению феодализма, уже вступившего в стадию разложения. Для укрепления связи с Западом О. принял католичество и совершил дипломатическую поездку во Францию. Однако все попытки спасти деградирующий феодализм потерпели неудачу, и О., охваченный отчаянием, стал отшельником. Позднее О. был предан православной церковью анафеме за принятие католичества. Наиболее значительное произведение О. — «Мудрость и ложь». Оно написано под сильным влиянием персидской литературы и отчасти носит характер заимствования из различных произведений персидской лит-ры. В этом произведении О. критически выявляет беспочвенность разлагающегося феодализма и борется против упадочничества феодально-дворянской культуры. Параллельно с этим О. нередко протестует против крайнего клерикализма и с усмешкой говорит о духовенстве. Со своих классовых позиций он едко высмеивает как торгово-буржуазные, так и кустарно-ремесленные группы, рисуя их жадными эгоистами, ворами, отщепенцами и т. д. О. также автор фундаментального грузинского словаря, изобилующего архаизмами. Словарь охватывает 50 тыс. слов. Библиография: I. Мудрость и ложь, под ред. Г. Леонидзе, 1926. II. Кекелидзе К., История грузинской литературы, т. II; Хаханов А., Очерки по истории грузинской словесности, т. III, М., 1897; Баранидзе А., Очерки по истории грузинской литературы, Тифлис, 1932. Г. Сирадзе

Литературная энциклопедия.