Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Казанский Николай Федорович ( 1874 - 1942 ), протоиерей , священномученик .
Память 7 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских .
Родился в 1874 году в селе Дмитровке Бердянского уезда в семье священнослужителя.
После окончания Таврической духовной семинарии Николай Федорович женился на Елене Михайловне. Вскоре, влекомый внутренним призванием, он принимает священный сан. Хиротонию совершил владыка Николай (Зиоров) .
Нам неизвестны дореволюционные годы жизни о. Николая Казанского. Видимо, она была тихой и не особенно примечательной.
Служил о. Николай в кафедральном Александро-Невском соборе в Симферополе . Во время изъятия властями церковных ценностей он во всем поддерживал архиепископа Никодима (Кроткова) , боролся с обновленчеством .
В 1922 году его арестовали вместе с владыкой Никодимом и группой других священнослужителей. Их обвинили в "сопротивлении изъятию церковных ценностей; расхищении и сокрытии их; небрежном хранении; симуляции кражи ценностей; ведении пассивной обороны против изъятия". 1 декабря 1922 года его приговорили к 3 годам тюремного заключения. На суде держал себя твердо и уверенно, отстаивая церковную позицию и объясняя несправедливость изъятия богослужебной утвари.
Отбывал срок в нижегородской тюрьме вместе с архиепископом Никодимом (Кротковым) .
В 1925 году вернулся домой. О.Николай во всеуслышание говорил о неправдах, творимых в стране, обличал обновленцев. Власти пытались запугать священника и заставить его замолчать, но он смело стоял за веру.
За выступления против обновленчества был вновь арестован в 1927 году и приговорен к тюремному заключению.
По возвращении из тюрьмы священник с прежней ревностью приступил к служению. Отец Николай ведет переписку с бывшим Таврическим архиереем Димитрием (Абашидзе) , получая от него ценные духовные советы и наставления.
О. Николай служил в Всехсвятской церкви Симферополя .
Спокойный, приветливый, благодушный, в годы лютых гонений он пытается сохранить мир и порядок внутри церкви. Сам постоянно пребывая в молитве и страхе Божием, научает этому и ближних. Не выдерживая напряжения, некоторые из близких спрашивали у о. Николая: "Не наступает ли конец света в связи с трудными временами и оскудением веры в Бога?" На что он смиренно отвечал по Евангелию: "Этого никто не знает".
На проповедях священник не перестает говорить о том, что "в последнее время отступят некоторые от веры, внимая духам обольщения и учениям бесовским..." Отец Николай, неотступно раскрывая обновленческое прельщение, нелицеприятно говорил о воинствующем атеизме и о тех, кто, оставив истинную веру своих предков, потянулся к болотным огонькам сомнительных социальных переустройств.
С 1932 года становится ближайшим помощником епископа Порфирия (Гулевича) , их объединяло совпадение взглядов на духовную и общественную жизнь.
В 1932 году в церковь на работу устроился староста Николай Тайнов, секретный сотрудник НКВД, который доносил властям на священнослужителей и прихожан.
В 1933 году о. Николая снова арестовали, но через три месяца выпустили.
Вернувшись в церковь после третьего ареста, о.Николай рассказывал прихожанам о гонениях на Церковь и священнослужителей, о творящихся беззакониях и о помощи НКВД обновленцам. За каждым богослужением о.Николай призывал молиться о всех владыках, священнослужителях и мирянах, томящихся в лагерях и тюрьмах. Об этих беседах и проповедях церковный староста Николай Тайнов сообщал в НКВД.
В октябре 1936 года о.Николай был арестован вместе с епископом Порфирием (Гулевичем) и еще десятью священнослужителями. Начались бесконечные допросы, бессонные ночи, издевательства, имеющие одну цель – сломить подследственного и заставить его оклеветать самого себя. Но священник в свои 62 года держится бодро, на вопросы отвечает без лукавства – просто и прямо. Его обвиняют в поминовении гонимых священнослужителей во время литургии, и он это подтверждает: "Да, при каждом богослужении я, как священнослужитель, призываю верующих молиться за заключенных в тюрьмах и находящихся в изгнании, подразумевая в последнем случае высланных советской властью людей".
Его обвиняют и в том, что в беседах с верующими он говорил, что советская власть антихристова, потому что отрицает существование Бога. Протоиерей Николай без смущения и страха отвечает следователю: "да, я заявляю, что советская власть, как распространяющая безбожие, является антихристианской властью.
Из допроса:
– к какой церковной ориентации вы принадлежите?
– ...на протяжении всей своей религиозной деятельности я принадлежу к тихоновской ориентации.
– Почему же вы примыкаете именно к этому реакционному течению?
– Потому что считаю, что истинно Православная Церковь должна остаться нерушимой при любой власти, в том числе и при советской.
– Вы также одобряете контрреволюционную деятельность представителей староцерковного течения, находящихся сейчас в белой эмиграции, таких как, например, Антония Храповицкого ?
– Деятельность эмигрировавших за границу церковников Храповицкого и других я не одобряю, потому что религия не связана с образом правления государственной власти.
О. Николай виновным себя не признал.
3 января 1937 года епископ Порфирий, протоиерей Николай и другие были осуждены по обвинению в участии в "нелегальной деятельности некоторых монашеских подпольных организаций". Приговор - 5 лет ссылки.
Отца Николая выслали в Красноярский край на поселение в деревню Новоселово . Но и там старцу не давали покоя, так как он в любых обстоятельствах отказывался снять священническую одежду.
В ноябре 1937 года его снова арестовывают. Обвинения все те же: ярый тихоновец и враг советской власти. Практически после собеседования, без суда и следствия его осуждают на десять лет [1] . Здоровье батюшки пошатнулось, и его пометили в колонию для инвалидов.
В 1939 году он пишет жалобу начальнику Управления НКВД из Красноярской колонии инвалидов о том, что его осудили без суда, и он не знает даже за что. Но это не изменило положения страдальца. Были вызваны несколько ложных свидетелей, оформлены необходимые показания, и протоиерей Николай Казанский теперь уже без грубых нарушений социалистической законности получил десять лет.
Скончался в Устьвытлаге 20 октября 1942 года.
13-16 августа 2000 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви протоиерей Николай Казанский был канонизирован как мученик.
Использованные материалы
http://www.pstbi.ru/bin/db.exe/no_dbpath/docum/cnt/ans/newmr...WeCQ
http://orthodox.sf.ukrtel.net/santa/nic_kaz.htm
[1] По другим сведениям - тройкой УНКВД Красноярского края назначено 8 лет ИТЛ - "Служители религиозного культа, подвергшиеся необоснованным репрессиям в период 30-40-х и начала 50-х годов на территории Красноярского края".
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент