Значение АБХАЗСКИЙ КАТОЛИКОСАТ в Православной энциклопедии Древо

АБХАЗСКИЙ КАТОЛИКОСАТ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Абхазский (Западногрузинский) Католикосат Грузинской Православной Церкви (недейств.).

История

В результате образования в VIII веке Леоном II независимого от Восточной Римской империи Абхазского царства которое охватывало всю территорию Западной Грузии, местная Церковь также оформляется в независимую. 1-й по 5-й списки епархий (лат. Notitiae episcopatuum) Константинопольского Патриархата (нач.-сер. IX в.) содержат Лазскую митрополию (включавшую 4 епархии в Западной Грузии), Абазгийскую и Никопсийскую (Фазисскую ?) архиепископии, но начиная с 6-го списка (кон. IX -нач. X вв.) они не упоминаются, почему некоторые историки датируют возникновение Абхазского Католикосата IX (М. Лордкипанидзе, П. Ингороква, Б. Диасамидзе) или X веком (К. Кекелидзе, З. Анчабадзе).

В IX - X веках христианская культура в Абхазском царстве продолжала сохранять тесную связь с Византией, но при царе Георгии II ( 916 - 960 ) самостоятельно была образована епископская Чкондидская кафедра за пределами Абазгии . Её епископ занял в светской иерархической системе объединённого Грузинского государства второе после государя место и должность мцигнобартухуцеси (канцлера) – проводника государственной политики, главного царского советника даже именовавшегося «отцом царя». При этом первое упоминание об Абхазском католикосе относится к XI веку в Картлис Цховреба , где сообщается, что в освящении храма Баграта в Кутаиси принимали участие два католикоса. Абхазский католикос не назван среди западногрузинских иерархов (епископов Чкондидского и Кутаисского ), принимающих участие в коронации царей Грузии в XI - XII веков, что даёт основание полагать, что сан Западногрузинского католикоса носил скорее титулярный характер в этот период.

Слияние Абхазского и Картлийского царств было довершено в XII веке при святом благоверном Давиде IV Строителе , когда был окончательно ликвидирован Тбилисский эмират и столица государства перенесена из Кутаиси в Тбилиси . Параллельно происходило и церковное объединение: католикос Мцхетский распространил свою духовную власть на всю Грузию, включая Абхазскую Церковь, в результате чего получил титул католикоса-патриарха всей Грузии. Но в середине XIII века в результате покорения монголами Грузии единое Грузинское государство распалось на два – восточное во главе с царем Давидом Улу и западное с царем Давидом V Нариным , что повлекло и церковное разделение. В 1290 году в грамоте царя Давида VI впервые упомянут Абхазский Католикосат. Н. Бердзенишвили полагает что со 2-й половины XI века до 2-й половины XIII века Абхазский Каталикосат временно не существовал, а в XIII веке был вновь восстановлен.

Абхазский католикос в это время находился в зависимости от Мцхетского, но при поддержке царя Имеретии Баграта VI ( 1466 - 1478 ), находившийся в Грузии для сбора пожертвований патриарх Антиохийский Михаил IV неканонично поставил архиепископа Цаишско-Бедийского Иоакима католикосом Абхазским без согласия на то Мцхетского престола. С этих пор католикосы Абхазии становятся фактически независимыми и воспринимают титул патриархов .

Во время патриаршества Евдемона I (Чхетидзе) , во 2-й половине XVI века, в результате усиления османской агрессии, натиска горских племен Северного Кавказа и феодальной междоусобицы резиденция католикоса была переведена из Пицунды в Гелатский монастырь . При нём полжение Имеретинского царства и Абхазской Церкви упрочилось – им был восстановлен ряд церквей; в 1540-х созван церковный Собор, в котором участвовал и католикос-патриарх Восточной Грузии Малахия , что позволило считать Собор общегрузинским; составлены Права Католикосов , которые были известны на всей территории Грузии. Значение Абхазского католикоса становится ещё больше в патриаршество Малахии II (князя Гуриели) , который обогатил Католикосат своими княжескими наделами и вёл переговоры с иранским шахом Аббасом I и главой Картлинского восстания великим моурави Георгием Саакадзе . Важную роль в дипломатических отношениях страны играли и последующие католикосы – Максим I и Захария (Квариани) неоднократно принимали русские посольства, а последний, как официальный представитель Грузии, присутствовал в 1645 году на церемонии присяги на верность царя Имеретии Александра III российскому царю Алексею Михайловичу и поставил свою подпись в Книге верности .

В конце XVII -начале XVIII веков в Абхазии , выделившейся в самостоятельное княжество в 1630-х годах, усилилось притеснение христианского населения со стороны Турции , тогда как племена переселявшиеся с Северного Кавказа постепенно заняли территорию от реки Келасури до реки Ингури, в результате чего Абхазский Каталикосат стал терять свои владения на этих землях. Католикосу Григорию II пришлось выкупить принадлежащее Католикосату оставшееся крепостное население Абхазии и поселить его на территории Одиши .

Во 2-й половине XVIII века Имеретия была вновь объединена под властью царя Соломона I , которому удалось изгнать турок. Соломон созвал в 1759 году церковный Собор , запретивший торговлю пленными. Брат царя, католикос Иосиф (Багратиони) , ратовал за укрепление царской власти и возрождение грузинской культуры, активно покровительствуя книгопечатанию. При последнем католикосе Абхазском Максиме II были восстановлены Шемокмедская и Джуматская епархии в Гурии , но предстоятель, как и многие из своих предшественников, нажил противников среди властных феодалов, которых он смело обличал в отъятии церковных земель и продаже православных крестьян туркам. Во время второй поездки в Россию в 1784 году католикос-патриарх Максим II остался в империи, вполседствии скончавшись в 1795 году в Киеве .

В эти годы Русская Церковь распространяла своё влияние на Грузинскую по мере вхождения Грузинских государств в состав Российской империи. Абхазская католикосская кафедра не была замещена – вместо этого местоблюстительство принял митрополит Досифей Кутаисский, впоследствии осуждённый в ссылку за поддержку народного недовольства против России. [1] . В 1814 году Абхазский Каталикосат был окончательно упразднён Российской империей, а Церковь в Западной Грузии перешла в ведение Грузино-Имеретинской синодальной конторы и вошла в состав Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви. В его составе была восстановлена в 1851 году как Абхазская (с 1869 года – Имеретинское викариатство ), а с 12 июня 1885 года возобновлена как самостоятельная под наименованием Сухумской . См. подробнее Сухумская епархия .

Устройство

Католикосат состоял из епархий управлявшихся Абхазским католиокосом , подначальным Мцхетскому , а после поставления Иоакима в 1470-х – фактически независимым. С этих пор католикосы именовали себя также патриархами . В одном документе Абхазский католикос-патриарх Малахия I называл себя даже «Вселенским Патриархом».

Территория - Западная Грузия . Юрисдикция католикосата распространялась на царство Имерети и вассальные княжества Гурию , Одиши (Самегрело), Абхазию и Сванети . В XIII веке Абхазский Каталикосат включал в себя территорию всей Западной Грузии: его северной границей был Кавказский хребет, западной – Чёрное море , восточной – Лихский (Сурамский) хребет, южной и юго-западной — Месхетский хребет и река Чорохи . Сведения по XV - XVI векам сохранились в Духовных постановлениях (1470-е гг.) и Памятной книге Бичвинтского храма (кон. XVI в.), согласно которым южная граница проходила по реке Чорохи, западная— по побережью Черного моря, северо-западная — по «Великой Бичвинтской границе» (совр. Гагрский р-н), северная – по границе с Осетией . В XVI веке католикосат простирался от Лихского хребта до города Кафа , от границ с черкесскими племенами до провинции Чанети (совр. Лазистан , Турция ). В 1770-х годах, после оккупации турками Южной Гурии, была упразднена Хиноцминдская епархия и южный рубеж отодвинулся от реки Чорохи, в которых границах католикосат просуществовал до своего упразднения в 1814 году.

Титул Предстоятеля: Католикос-Патриарх Лихт-Имерети, Одиши, Понто-Абхаз-Гурии, Рача-Лечхум-Сванети, Осетин, Двалов и всего севера. Католикос Абхазии также именовался «наместником святого Андрея Первозванного » или «сидящим на троне святого Андрея» как преемник проповедовавшего здесь апостола.

Кафедра – город Пицунда (Бичвинта), собор в честь Успения Пресвятой Богородицы . Со 2-й половины XVI века – Гелатский монастырь , храм во имя великомученика Георгия. При этом Пицундский собор также оставался патриаршим – в нем долгое время совершались епископские хиротонии и освящение святого мира .

Епархии

В состав Абхазского Каталикосата в разное время входили епархии

Бичвинтская

Кутаисская

Гелатская

Цагерская

Цаишская

Цаленджихская

Чкондидская

Хонская

Ниноцминдская

Никорцминдская

Шемокмедская

Джуматская

Драндская

Бедийская

Моквская

Монастыри

Гелатский монастырь

Бедийский монастырь

Джручский монастырь

Джуматский монастырь

Кацхский монастырь

Мартвильский монастырь

Моцаметский монастырь

Хобский монастырь

Шемокмедский монастырь

Шио-Мгвимский монастырь

Богослужение

В VIII - IX веках в Абазгии и Лазике , входивших в состав Абхазского царства и в церковном отношении подчинявшихся Константинопольскому Патриархату , богослужебным языком был греческий. Арабское завоевание Картли , территория которой входила в юрисдикцию Мцхетского Католикосата , вызвало массовую миграцию картлийского населения в Западную Грузию, принесшую постепенное проникновение сюда восточногрузинского (картлийского) языка, ставшего здесь языком богословия и агиографии. При Леоне III появились произведения на грузинском языке Слава и величание грузинскому языку Иоанна Зосима ( X в.) и Житие Григория Хандзтийского , Георгия Мерчула ( X в.), где говорится что уже к тому времени «церковная служба и молитвы в Картли [2] творились на грузинском языке за исключением кирие елейсон» [3] .

Предстоятели

Николай ок. 2-й пол. XIII в.

Арсений упом. 1390

Даниил ок. кон. XIV в.

Иоаким 1455 - 1474 [4]

Стефан 1490 - 1516

Малахия I (Абашидзе) 1519 - 1540

Евдемон I (Чхетидзе) 1557 - 1578

Евфимий I (Сакварелидзе) 1578 - 1616

Малахия II (Гуриели) 1616 - 1639

Григорий I 1639

Максим I (Мачутасдзе) 1639 – 1657

Захария (Квариани) 1657 - 1660

Симеон I (Чхетидзе) 1660 - 1666

Евдемон II (Сакварелидзе) 1666 - 1669

Евфимий II (Сакварелидзе) 1669 - 1673

Давид (Немсадзе) 1673 – 1696

Григорий II (Лорткипанидзе) 1696 - 1742

Виссарион II (Эристави) 1742 - 1769

Герман (Цулукидзе) 2-я пол. XVIII в.

Иосиф (Багратиони) 1769 - 1776

Максим II (Абашидзе) 1776 - 1795

Досифей (Церетели) 1795 - 1814 , местоблюститель

См. также

Грузинская Православная Церковь

Грузинский Экзархат

Сухумская епархия

Использованные материалы

«Абхазский (Западногрузинский) Католикосат», Православная энциклопедия , том 1, Москва, 2000, 67-72:

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=419&did=15167&p_comment=history

Давид (Сарсаниа), иеродн., «Максим II (Абашидзе), последний Абхазо-Имеретинский Католикос»:

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=419&did=15167&p_comment=belief

[1] Указывается также что католикосат был причислен в 1795 году к Цагерской митрополии . См http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_4726.

[2] Имеется в виду объединенная Грузия

[3] Георгий Мерчул, 8

[4] Или – Иоанн-Иоаким.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.