Значение слова ПАЛОМНИЧЕСТВО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ПАЛОМНИЧЕСТВО

Паломничество. - Верование, что молитва более действительна вопределенных местностях, имеющих то или иное отношение к божеству, былосвойственно уже народам классического мира. Греки и римлянепредпринимали путешествия к отдаленным храмам, германцы стекались ксвященным рощам. Иудеи в великие праздники ежегодно странствовали вИерусалим. В христианском мире П. в страну, где совершались божественныедеяния Спасителя, вошли в обыкновение в IV в. главным образом подвлиянием примера св. Елены, путешествие которой к св. местам привело квоздвижению Креста Господня. Уже в IV в. мы встречаемся с путеводителямик Св. Земле (Бордосский путник 333 г., изд. во 2-м выпуске "Правосл.Палестинского Сборника") и описаниями П. (хождение безымянной паломницыконца IV в., изд. И. В. Помяловским в 20-м вып. "Правосл. ПалестинскогоСборника", СПб., 1880). В конце IV в. отцы церкви (Григорий Нисский) изсоображений нравственного свойства ополчались против увлечения П., новскоре оно признано было церковью делом богоугодным. Крестовые походы носуществу были грандиозным, массовым паломничеством. Западная церковьразличала великое (peregrinationes primariae) и малое паломничество(peregrinaliones secundariae). К первому, сверх паломничества к СвятомуГробу, относили и путешествия в Рим (Limina apostolorum), Компостеллу иЛорето, под вторым разумели посещение местных отечественных святынь. Тоили другое П. церковь стала налагать как епитимью, а с XIII в. исветские суды Зап. Европы стали приговаривать к П. убийц; впрочем, в XIVи XV вв. светские суды отказались от наложения большого П.,ограничиваясь малым, но за то неоднократным. Постепенно сталидопускаться дальнейшие смягчения: знатный господин мог себя заменитьслугой или наемником. Образовались даже светские цехи профессиональныхнаемных паломников (в Германии называемых Sonnweger); которые вскоресильно размножились, так как этот своеобразный промысел оказался весьмаприбыльным. В XVI в. и общины снаряжали на свой счет паломников. П.особенно усилилось в XIV в., когда выяснилось, что мусульманские властиотносятся к христианским паломникам дружелюбно, взимая с них лишьизвестную подать, а оживленные сношения Венеции с Левантом доставляливозможность в 6-8 месяцев совершить П.; которое до тех пор считалосьпредприятием весьма продолжительным и крайне опасным. Чтобы предпринятьП., требовалось предварительное разрешение духовных властей, которое вконце ХV в. давалось под условием платежа известной пошлины в пользупапы. Пунктом отправления служила Венеция (впоследствии - и Марсель),где паломники запасались путеводителем (известнейший из них -"Peregrinationes Terrae Sanclae", Венеция, 1491), отпускали бороду иоблачались в паломническую одежду - калиги, коричневый или серый плащ,греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенную украшеннуюраковинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополнялипаломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красныйкрест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином (патрон),который обязывался не только перевезти его в Св. Землю и обратно, но исопровождать его в странствиях по св. местам, доставлять ему во времявсего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям ит. п. В Венеции существовал известный надзор за судохозяевами,занимавшимися перевозкой пилигримов; так, в XV в. существовалопостановление, в силу которого судно, на котором перевозились паломники,не могло в тоже время служить для торговых целей. Посещения святых местзападные паломники предпринимали с Сиона процессиями, во время которыхпели духовные песни. Не одна только религиозная ревность, стремившаяся кпоклонению местам, бывшим свидетелями Страстей Господних, привлекалапаломников в Иерусалим. Были среди них и дворяне, искавшие посвящения врыцари у Гроба Господня, и политические и военные агенты королей,скрывавшиеся под скромным плащом паломника, и авантюристы, искавшиеоккультических знаний на чудодейственном Востоке, и ученые исследователи(Юстус Тенеллус и Вильгельм Постель, по поручению франц. короляФранциска I, собирали в Палестине рукописи для парижской библиотеки), и,наконец, купцы, посещавшие Палестину с торговыми целями. Среди последнихс XVI в. было особенно много англичан и голландцев. Реформация нанесларешительный ударь П. В католических странах и в настоящее времясовершаются П., хотя и в несравненно меньших размерах, чем в России. В1881 г. во Франции стали ежегодно организовывать паломнический караван вСв. Землю, придавая ему характер приношения покаяния за преступленияреспубликанского правительства против церкви; в состав такого каравана,численность которого нередко доходила до 300-400 чел., входят лицабелого духовенства и зажиточные люди ультрамонтанского настроения. Сконца 1870-х годов такие же немецкие караваны устраиваютсяфранцисканцами в Вене и Мюнхене. В России П. в Св. Землю начались уже в первые времена русскогохристианства. Ок. половины XI в. был в Палестине дмитриевский игуменВарлаам (1062). Из вопросов Кирика новгородскому епископу Нифонту видно,что к XII в. страсть к П. до того распространилась, что церковная властьнаходила нужным воздерживать не в меру ревностных паломников, у которых,по-видимому, составлялось представление, что П. необходимо длядействительности душевного спасения. Даже у первого русского паломникаписателя игумена Даниила (начала XII в.) находим косвенное неодобрениеП., он осуждает тех, которые в своих странствиях "возносятся умом своим,яко нечто добро сътворивше, и погубляют мзду труда своего", тогда как,оставаясь дома, можно лучше послужить Богу. Надо думать, что уже в этуотдаленную эпоху стал складываться тип "калики перехожаго", которыйходил в Царьград, на Афон, в Иерусалим, потом странствовал поотечественным святыням и, наконец, превращал это странничество впрофессию. Трудность и опасность пути заставляла паломников собираться в"дружины". Совершая свой путь, главным образом, через Константинополь,древнеpyccкие паломники заимствовали у западных пилигримов костюм.Калики сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд иапокрифической литературы. В небогатой древнерусской письменностикрупное значение имели и описания "хождений" в Св. Землю, оставленныенекоторыми паломниками. Первым русским паломником-писателем являетсяДаниил-монах, вторым - новгородский архиеписк. конца XII века Антоний,ограничившийся, впрочем; царьградскими святынями. Около 1350 г. совершилП. новгородский инок Стефан, который описал или, вернее, перечислил(изд. у Сахарова, "Сказания", т. II) царьградские святыни. Описаниепутешествия его в Иерусалим до нас не дошло. К 70-м годам XIV стол.относится "хождение архим. Агрефенья обители пресв. Богородицы",по-видимому, смоленской (изд. архим. Леонидом в 48 вып. "Правосл.Палест. Сборника", СПб.1896). Это первый после Даниила паломникоставивший нам свое хождение в Иерусалим. К Даниилу Агрефений примыкаети по своему древнему и образному языку (просторечию), по полноте исистематичности изложения, носившего на себе печать свежести ивнимательного изучения описываемых мест и предметов. За ним следуетдьякон Игнатий Смолянин, ходивший в конце XIV в. в Константинополь,Иерусалим и на Афон. Наряду с паломниками-писателями XIV в. должен бытьпоставлен новгородский apxиепископ Василий, правда, не оставившийописания своих странствий, но несомненно с Востока вынесший своепослание о земном рае. В состав паломнической литературы XIV в. входитеще "Беседа о святынях и других достопамятностях Цареграда", изд. Л. Н.Майковым в его "Материалах и исследованиях по старинной русскойлитературе" (СПб., 1890). Нравоучительная часть "Беседы" вероятно взятаили переведена из какого-нибудь греч. путеводителя, но сами описаниясвятынь, по-видимому, составляют русское сочинение. С XV в. числопутешествий возрастает, и они становятся разнообразнее. Тип рассказовостается еще прежний, но условия странствий изменились, и паломник понеобходимости вдается в подробности о самом путешествии, которые впрежнее время всего чаще умалчивались. Первый по времени странник XV в.,описавший свое путешествие, был троицкий иеродьякон Зосима, ходивший в1420 г. в Царьград, Афон и Иерусалим. Зосима доверчиво относился к тому,что рассказывали и показывали хитрые греки (секира Ноя, трапезаАвраамова); не искусный книжник, он повторял иногда целые фразы изпаломника Даниила, но такое списывание было тогда общим правилом. За"ксеносом" Зосимы следует "хождение священноинока Варсонофия к святомуграду Иерусалиму", открытое Н. С. Тихонравовым в 1893 г. в рукописипервой четверти XVII в. Оно содержит в себе описание двух хождений:одного, совершенного в 1456 г. в Иерусалим из Киева через Белгород,Царьград, Кипр; Триполи, Бейрут и Дамаск, и второго, совершенного в1461-1462 гг. через Белгород, Дамиетту, Египет и Синай, и издано в 45-мвып. "Правосл. Палест. Сборника" (М., 1896). Варсонофий - первый изрусских паломников-писателей, описавших св. гору Синайскую. После негоиз паломников допетровской Руси описали Синай только Позняков сКоробейниковым и Вас. Гагара, но описание Варсонофия, по точности иобилию приводимых данных, далеко превосходит эти последние. Почтиодновременно с Варсонофием, в 1465-66 гг., странствовал по св. местамгость (купец) Василий, начинающий свой рассказ прямо с Бруссы (изд.архимандритом Леонидом в 6-м вып. "Православного ПалестинскогоСборника", СПб., 1884). К памятникам паломнической литературы XV в.причисляют "Сказание Епифания мниха о пути в св. град Иерусалим";относимое к 1415-17 гг. и представляющее собой простой перечень городовпо пути от Великого Новгорода до Иерусалима, с указанием расстояниямежду ними; автором его считают Епифания Премудрого; изд. в 15-м вып."Православного Палестинского Сборника". С половины XV в. в нашемпаломничестве совершается как бы перелом. Уже прежние "паломники" полныжалоб и негодования на притеснения "сарацын" и "злых арапов". ВзятиеКонстантинополя турками окончательно предало христианские святыниВостока в руки неверных. В тоже время у русских людей возникало, и стечением времени все сильнее разрасталось, представление о великомзначении их собственного государства, которое оставалось единственнымправославным царством, хранящим и самое чистое предание восточногоправославия, тогда как греки ослабели в вере. Ученик и биограф СергияРадонежского, Епифаний Премудрый, в начале XV века ставит ему вособенную похвалу, что он "не взыска царьствующаго града, ни СвятыеГоры, или Иерусалима, яко же аз окаянный", но находил святость вовнутреннем искании Бога. Несколько позднее Пахомий Сербин в житии тогоже Сергия (около 1440 г.) подчеркивает то обстоятельство, что русскийвеликий подвижник "воссиял не от Иерусалима или Сюна"; а благочестиесвое воспитал именно "в великой русской земле". С ослаблением П. наВостоке надолго исчезают из нашей письменности и паломнические записки.Лишь во второй половине XVI в. вновь появляются хождения. Всего чаще эторезультаты, так сказать, официальных П., писания людей, которыепосылаемы были моск. правительством на Восток с поручениями имилостыней. Сюда, прежде всего, относится хождение в 1558-61 гг. купцаВасилия Познякова. Его описание иерусалимских и синайских святыньцеликом вошло в знаменитое "Хождение Трифона Коробейникова" - наиболеераспространенное произведение паломнической литературы, которое с концаXVI в. и поныне осталось в народном чтении, заслонив все, что емупредшествовало, и не уступая своего места никаким новым описаниям св.мест. Официальному поручению обязан своим происхождением и известный"Проскинитарий" Арсения Суханова. По побуждениям личного благочестиясовершали свои хождения паломники-писатели Вас. Гагара и Иона Маленький.Ими заканчивается ряд паломников-писателей допетровской Руси; нодревнерусский тип паломнического хождения дожил до XVIII в. Паломники1704 г. иеромонахи Макарий и Сильвестр ("Путник" их изд. архим. Леонидомв "Чтениях Общ. Истории и Древн.", 1873; т. III) многое взяли целиком изТрифона Коробейникова. Путешественник 1710-1711 г., старообрядческийсвященник Лукьянов, уже больше рассказывает о своих личных впечатлениях.Из весьма немногих других паломников-писателей первой четверти XVIII в.выделяется посадский Нечаев. Новое, более сознательное и критическоеизучениe православного Востока открывает собой знаменитый пешеходецГригоровичБарский или Василий Киевский, но, главным образом, этоизучение принадлежит XIX ст. От середины ХVIII в. до нас дошло описаниепутешествия инока Мотронинского монастыря Серапиона, 1749-51 г. (ср. ст.архим. Леонида в "Чтениях Общ. Истории и Древностей", 1873, т. III).Царствование Екатерины II, с ее продолжительными войнами с Турцией, малоблагоприятствовало П. русских людей на Восток. За исключением записок С.Плещеева, случайно посетившего Назарет, к этой эпохе относятся лишьпутешествия иноков Саровской пустыни Игнатия (изд. в 36-м вып. "Правосл.Палестинского Сборника", СПб., 1891) и Мелетия. К началу XIX ст.относятся путешествие Бронникова, "Путевые записки братьев Вешняковых имядынского купца Мих. Новикова" (М., 1813) И анонимные записки, напеч. в"Северных Цветах" на 1826 г." и принадлежавшие Д. В. Дашкову. Из русскихпалестиноведов XIX в. Св. Землю в качестве паломников посещали А. Н.Муравьев, А. С. Норов, архим. Леонид, А. В. Елисеев, Т. И. Филиппов. ВXIX в. удобства и безопасность путей сообщения привели к сильному ростурусского П. в Св. Землю. В конце прошлого века ежегодное число русскихпаломников в Иерусалим редко превосходило несколько десятков, в 1820 г.оно уже доходило до 200, а в 1840-х годах до 400, в 1859 г. до 950, в1866 г. до 1098 чел., в 1869 г. до 2035, в 1870-х гг. сократилось до1500 чел., в 1880 г. вновь возросло до 2009, в 1889 г. достигло 3817, в1896 г. 4852 чел. Подавляющее большинство русских паломников принадлежитк простонародью; больше половины их пользуется "паломническимикнижками", выдаваемыми "Православным Палестинским Обществом". ПомимоПалестины, русские богомольцы, предпринимающие П. за пределы России,направляются на Афон и в итальянский город Бари, где покоятся мощиНиколая Чудотворца. Ср. Rohricht und Meisner, "Deutsche Pilgerreisennach dem heiligen Lande" (Б., 1880 - тексты); Rohricht, "DeutschePilgerreisen nach dem heiligen Lande" (Гота, 1889); Пыпин, "П. ипутешествия в старой письменности" ("Вестник Европы", 1896, №8).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.