Значение АРСЕНИЙ (МАЦЕЕВИЧ) в Православной энциклопедии Древо

Что такое АРСЕНИЙ (МАЦЕЕВИЧ)

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Арсений (Мацеевич) ( 1697 - 1772 ), митрополит Ростовский , священномученик .

Память 28 февраля , в Соборе Эстонских святых

В миру Мацеевич Александр, родился в 1697 году [1] в городе Владимире Волынском в семье православного священника, ведшего свой род из польской шляхты.

Начальное образование получил в Польше .

В 1715 году поступил в Киевскую духовную академию .

В 1716 году ушел в Новгород-Северский Преображенский монастырь , принял монашество и рукоположен во иеродиакона .

В 1718 году вернулся в академию и по окончании ее в 1723 году оставлен проповедником и посвящен в иеромонаха .

В 1728 - 1729 годах проживал на послушании в Киево-Печерской лавре и Черниговском Ильинском монастыре.

В 1730 г. был вызван в Тобольск митрополитом Антонием (Стаховским) , в 1733 году совершил путешествие в Устюг , Холмогоры и Соловецкий монастырь , где полемизировал с заключенными там раскольниками и по поводу этой полемики написал "Увещание к раскольнику" [2] .

В 1734 году назначен в Камчатскую экспедицию для открытия морского пути на Камчатку .

В 1736 году взят под стражу и привезен из Пустозерска в адмиралтейскую коллегию по секретному делу, но признан невиновным.

В 1737 году по болезни уволен от флотской службы и определен при епископе Вологодском Амвросии (Юшкевиче) , занимавшем в то время первенствующее место в церковной иерархии.

С 1738 года - соборный иеромонах синодального дома и законоучитель гимназии при Академии наук.

"Когда Арсений Мациевич [3] был ещё инквизитором в Москве, он однажды пытал ярославского игумена Трифона, старца 85 лет, и пытал до того, что Трифон умер. .. Свят.Синод решил по этому делу, чтобы впредь духовных особ пытали бережно [ЧОИДР.1862.Кн. II. Смесь. С.3]." [4]

26 марта 1741 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита . Во время пребывания своего в Тобольске преобразовал местную архиерейскую канцелярию в консисторию и защищал новокрещенных инородцев от притеснений воевод, а духовенство — от вмешательства светского суда. Но суровый сибирский климат вредно отразился на его здоровье, и он, вскоре по воцарении Елизаветы Петровны , попросился в Ростов.

28 мая 1742 года переведен в Ростов и назначен членом Святейшего Синода , но присягу на это звание не захотел принимать и, представившись в Москве императрице Елизавете Петровне , отправился прямо в Ростов .

В 1747 году митрополиту Арсению было повелено открыть славяно-латинскую семинарию, преобразованную затем в Ярославскую духовную семинарию , в Ярославском Спасо-Преображенском монастыре .

В 1752 году митрополит Арсений был организатором открытия мощей святителя Димитрия Ростовского .

"В 1753 г. Арсений (Мациевич) Ростовский ездил по своей епархии и в одной деревенской церкви заметил пыль в алтаре; следствием этого было распоряжение: священника послать в монастырь на вечное пребывание, а заказчика, у кого то село в ведомости, за несмотрение его наказать в консистории цепками - так назывались плети с несколькими на концах хвостами из пеньки, которые для упругости намачивались в горячей смоле" [5] .

Строгий к подчиненным, не терпящий ни малейшего проявления иномыслия, митр Арсений становится в резкую оппозицию с светской властью. Он игнорирует постановления Духовного регламента , отказывает в помещении инвалидов в монастырях своей епархии, вместе с Амвросием (Юшкевичем) настаивает перед императрицей на удалении светских чинов из Синода и мечтает уже о восстановлении патриаршего престола. Исполняя поручение Св. Синода и исправляя сочинение Феофилакта Лопатинского "Обличение неправды раскольничьей", он в своем дополнении к последнему проводит взгляды Иосифа Волоцкого ; в своих "Возражениях на пашквиль лютеранский, нареченный Молоток на камень веры" [6] он требует восстановления патриаршества и выступает в защиту монашества.

Еще более обострились отношения его к светской власти, когда в конце царствования Елизаветы Петровны , Петра III и Екатерины II распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве и на митр. Арсения последнее смотрело как на единственного человека, способного вступить в открытую борьбу с правительством. И он не обманул этих надежд. 9 февраля 1763 г. митр. Арсений совершает в Ростове чин отлучения с некоторыми прибавками, направленными против "насильствующих и обидящих святыя Божии церкви и монастыри", которые "принимают данные тем от древних боголюбцев имения" и т. п., а в марте того же года он посылает два донесения в Синод, составленные в том же духе [7] .

Святейший Синод доложил императрице о митр. Арсении как "оскорбителе ее величества", и Екатерина предала его суду Синода "за превратные и возмутительные толкования св. Писания и посягательство на спокойствие поданных".

14 апреля 1763 года привезен на суд Святейшего Синода за выраженный резкий протест при изъятии церковных имуществ. В апреле же лишен сана и отвезен сперва в Белозерский Ферапонтов монастырь , потом в Николо-Корельский монастырь , и наконец, в Анзерский скит Соловецкого монастыря .

Но и в ссылке митр. Арсений не унимался. Он продолжал неодобрительно отзываться об отобрании монастырских имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины на престол, сочувствие великому князю Павлу Петровичу и т.п. Все это послужило материалом для вторичного суда над митр. Арсением, и делу дан был уже характер политический.

14 октября 1767 года он был лишен монашества и под именем Андрея Враля сослан в "камчадалы", в Верхнеудинский острог. Не доехав до Вологды, получил новый приговор - отправиться в Ревельскую крепость , где и скончался 28 февраля 1772 года. Погребен в приходской церкви Ревеля .

Вся жизнь митрополита Арсения представляет непрерывную борьбу то с раскольниками и вольнодумцами, то с духовной и светской властью, то с личными врагами и гонителями.

В его поступках отразился его твердый до упорства и прямой до упрямства характер, который не уступал силе и не поддавался власти, когда действия их были несогласны с его убеждениями и правилами. Его личных убеждений не поколебали ни царский гнев, ни восстание на него собратий, ни лишение святительского сана, ни пребывание в мрачной тюрьме, ни угрожавшая ему смертная казнь.

"Жизни митрополит был воздержной, а характером, видно, строгий" , - говорится в воспоминаниях о нем.

Он много потрудился в деле народного просвещения, был ревностный проповедник и горячий защитник православия против лютеран и раскольников-старообрядцев . В борьбе с последними он поступал как человек своего жестокого времени, больше надеясь на грубую силу. Не щадя себя, когда сильные мира сего оказались против него, он, пока сам был сильным, тоже не считал возможным щадить своих противников. Он не доверял даже гражданским начальникам, обвиняя их в "знатном прихлебстве". Когда дело касалось богатых и почетных раскольников, то он своею властью подолгу держал их в заключении, несмотря на жалобы, подаваемые на него духовным и светским властям. "Для вразумления" раскольников он применял меры, прямо противоположные тем, которыми пользовался его предшественник на кафедре святитель Димитрий Ростовский , действовавший "путем кротости и силой своих увещаний". В то же время митрополит Арсений глубоко чтил святителя Димитрия, добился открытия его мощей и составил его житие.

Но основное, что доставило митрополиту Арсению известность и что явилось причиной его трагической судьбы, была его борьба против изъятия земель и крестьян у монастырей и архиерейских домов. Обрекши себя на жертву за право собственности духовенства, митрополит Арсений действовал не тайно, не ухищренно, но прямо и открыто, писал и говорил смело, потому что смотрел на дело свое, как на дело Божие.

По словам секретаря митрополита Арсения, еще во время царствования императора Петра III митрополит писал ему какое-то послание, подтвержденное ссылками на пророческие книги Священного Писания. По-видимому, письмо это было составлено не только умно, "вышним разумом", но и очень резко, так как Петр III, выслушав его, пришел в крайнее раздражение. Схимонах Лука, которому было поручено отвезти письмо, поплатился за это несколькими неделями заключения под караул, а о митрополите Арсении в то время никакого решения не было.

По восшествии на престол императрицы Екатерины II митрополит Арсений писал и ей. Секретарь митрополита Иван Волков не раз предупреждал его об опасной попытке изменить планы правительств, но всегда получал ответ митрополита, что он решил действовать именно таким образом. При этом митрополит намекал, что надеется на поддержку других лиц, но каких именно, не называл.

Дело кончилось тем, что в Ростов были посланы солдаты под командой гвардии поручика Дурново, и вечером накануне Вербного воскресения митрополит Арсений был взят под стражу и отправлен в Санкт-Петербург . Увезли его так быстро, что "едва ли успели положить для дороги и самонужнейшие вещи и платье" и в дороге обращались с ним с большой грубостью, не позволяя сойти с саней даже по естественной надобности.

На суде митрополит Арсений держался твердо, в ответах был находчив, смел и даже весьма резок. Говорили, что он в это время прозорливо предсказал участь своего главного противника митрополита Новгородского Димитрия (Сеченова) ( "язык твой для меня был острее меча, им задохнешься и умрешь" ) и других своих судей. Императрице Екатерине II он сказал, что она не удостоится христианской кончины. (Она, как известно, умерла внезапно).

Суд приговорил митрополита Арсения к лишению сана. С него в присутствии императрицы сняли архиерейские одежды и сослали его в Корельский Никольский монастырь Архангельской губернии простым монахом.

Но и там, отданный под стражу, с запрещением давать ему бумагу и чернила, он не смирился. Обаянием своей сильной личности он привлек на свою сторону не только архимандрита с братией, но и приставленный к нему караул с их начальником подпрапорщиком Алексеевским. В их присутствии он говорил "крамольные речи" о том, что императрица Екатерина II "наша не природная, да и не тверда в законе нашем и не надлежало ей престола принимать". Говорил о правах на престол Иоанна Антоновича , замечая при этом: "Лучше было, кабы ее величество за него вступила в супружество, то бы-де ей уже и престол следовал, а ее величество с ним не в ближнем родстве... И Синод бы дозволить мог". Лучше-де ей за Иоанна Антоновича идти, нежели за Орлова.

Дело кончилось тем, что был послан донос, в котором говорилось, что архимандрит монастыря почитает монаха Арсения за первого члена Синода, целует его руку, даже приказывает читать в церкви его слова, поучительные его сочинения с некоторыми толкованиями оскорбительными. В результате этого доноса, по приказанию императрицы, Арсений был лишен и монашества и под именем Андрея Враля заключен в Ревельскую крепость, в каземат на водяных воротах, представлявший из себя почти могилу в 10 футов длины и 7 ширины. Его одели в арестантский халат. Здесь он и скончался.

Народ сострадал о нем, как о несчастном пастыре, считал его правдивым, благочестивым, ревностным поборником православия. О нем сохранилось несколько преданий, одно из них мы здесь приводим.

В 1772 году Арсений сильно заболел и велел позвать священника. Последний, войдя в каземат, в страхе выбежал оттуда и сказал: "Вы мне сказали, что надо исповедывать и приобщить преступника, а передо мной стоит на коленях архипастырь в полном облачении". Тогда пристав вошел со священником в тюрьму. На койке лежал арестант, который сказал духовнику: "Сын мой, пред тобой не митрополит, а недостойный раб Арсений, идущий отдать отчет Богу в своей жизни. Виденное тобою чудо есть знамение неизреченной милости Божией. Это значит, что душа моя скоро отлетит от скорбного тела" .

В связи с тем, что митрополит Арсений был лишен святительского сана по политическим мотивам, на последней сессии Поместного Собора Русской Православной Церкви , состоявшейся 15/28 июня 1918 года, он был восстановлен в сущем сане.

Прославлен на Юбилейном Архиерейском соборе в 2000 году.

Труды

"Увещание" раскольнику игумену Иоасафу, предложенное в 1734 году. ("Православный собеседник", 1861 г.).

"Феофилактово обличение поморским ответам". М-1745.

"Дополнение обличения ответов раскольнических, пустосвятами Выгорецкими в 1723 году предложенных". ("Православный собеседник", 1861 г.

"Возражение на пасквиль лютеранский, называемый молоток".

В библиотеке Ярославской семинарии хранилось 12 томов поучений Арсения, которых насчитывалось до 217, говоренные в период 1746-1761 годов.

Литература

Попов М. С. священник. "Арсений Мацеевич и его дело". СПБ, 1912.

Титов, "Летопись о Ростовских архиереях".

Морошкин, "Обзор литерат. об Арсении Мацеевиче". Библиография, 1886, NN 2, 3, 4.

Толстой М. "Древн. святыни Ростова Великого". Изд. 2-е, М-1860, стр. 26, 41, прил., стр. 26, 27.

Фон Эдинг Борис, "Ростов Великий", "Углич", памятники худ. старины. Москва, стр. 37-42.

Поселянин Е., "Русская Церковь и русск. подвижники XVIII и XIX веков". СПБ-1905, стр. 119-139.

Григоревский М., "Николаевский, Корельский 3 кл. монастырь". Архангельск, 1898, стр. 19-21, 35.

Зверинский, т. I, N 504, стр. 265, N 547, стр. 2.

Строев П., стр. 318, 334.

Денисов, стр. 5-7, 288, 294-296, 600-609.

Толстой Ю., N 62.

Булгаков, стр. 1415, 1418.

Голубинский, стр. 157, 427, 557.

Барсуков Н., стр. 56.

Филарет Черниговский, "Русские святые", т. I, стр. 182-184.

Соловьев С. М., "История России", кн. IV, стр. 312, 1081, 1362, 1363, 1444-1453.

Автобиографическая записка изд. Бартеневым.

Материалы для биографии преосвященного Арсения, указы о нем, дела его. ("День", 1862, NN 15, 16, 19, 25; 1864, NN 39-40).

"Чтение в Моск. общ. истор. и древн.", 1862, II, III; 1864, IV, 1875.

"Летопись" Е.А.", стр. 723.

"Патриарх Сергий и его духовное наследство", стр. 312.

"Обзор рус. дух. лит.", стр. 343.

"Церковные вопросы в России или русское духовное ведом. Браила", 1896, стр. 64.

"Списки архиереев", N 62,

"Портреты имен. мужей Рос. Церкви", М-1853, стр. 41-42.

"Краткое истор. описание монастырей Архангельской епархии". (Архангельский Николаевск. Карельск. м-рь, 1902, стр. 297-299, 313).

"Сибир. Церковь", N 184.

"Православный собеседник"., 1874, июнь, стр. 92.

-"- -"- 1875, март, стр. 228-254; стр. 392-418.

-"- -"- 1897, январь, стр. 18.

-"- -"- 1898, июль-август, стр. 177.

-"- -"- 1907, сентябрь, стр. 449-490.

-"- -"- 1914, июль, стр. 1018.

"Русский Палом"., 1905, N 10, стр. 157-158.

-"- -"-

"Приб. к ЦВ", 1905, N 46, стр. 1985-1986.

-"- -"- N 17, стр. 728-729.

"Русский Инок", 1911, вып. 41-42, стр. 73-74.

"Русская Старина", 1874, август, стр. 778.

-"- -"- 1875, март, стр. 657 п/стр.; ночб. стр. 587.

-"- -"- 1876, т. XV, стр. 721-756.

-"- -"- 1877, март, стр. 546.

-"- -"- 1878, июль, стр. 474-475.

-"- -"- 1879, апрель, стр. 731-752; май, стр. 1-34; август, стр. 577-608; сентябрь стр. 34; октябрь, стр. 176-177, 179.

-"- -"- 1881, июнь, стр. 318.

-"- -"- 1883, сентябрь, стр. 555-558.

-"- -"- 1885, февраль, стр. 311-338.

-"- -"- 1886, январь, стр. 3.

-"- -"- 1888, март, стр. 755; февраль, стр. 419.

"Исторический Вестник", 1874, июнь, стр. 92.

-"- -"- 1875, март, стр. 228-254; апрель, стр. 392-418.

-"- -"- 1882, март, стр. 527-528.

-"- -"- 1884, февраль, стр. 433; т. 17, стр. 370, п/стр. 1; октябрь, стр. 14, 19 п/стр. 1.

-"- -"- 1885, март, стр. 726-727; октябрь, стр. 100-101.

-"- -"- 1887, январь, стр. 136-142; май, стр. 475.

-"- -"- 1888, февраль, стр. 424 п/стр. 2, 426 п/стр. 2; март, стр. 755-759.

-"- -"- 1895, август, стр. 402, 407-408.

-"- -"- 1896, апрель, стр. 181-182.

-"- -"- 1904, февраль, стр. 702.

-"- -"- 1905, июнь, стр. 907.

"Православное Обозрение", 1865, февраль, стр. 67.

"Русский Архив", 1895, кн. 1-я, N 4, стр. 478, п/стр. 2; стр. 558; кн. 2-я, N 5, стр. 6-8, 11, N 6, стр. 244 п/с, 244-247; N 10, стр. 10, п/с 1.

-"- -"- 1904, кн. 3-я, N 11, стр. 392-395.

-"- -"- 1905, кн. 1-я, N 1, стр. 114.

"Переписка епископа Нила с епископом Иеремией о месте кончины Арсения Мацеевича". "(Рус. Архив", 1901, кн. 1, стр. 41-44.).

"Жития святых на русск. языке", кн. 1-я, изд. 2-е, М-1903, введение, стр. XXIX.

"Соврем. летоп.", 1862, NN 32, 49, 50.

"Сборн. русск. истор. общ.", т. VII.

"Обозрение епархии преосвященным Ионафаном епископом Ярославск. и Рост.". Ярославль, 1881, стр. 82, 182, 257.

"Архангельск. губернские Ведомости", 1875, NN 24-26.

Энциклоп. словарь, т. I, стр. 459 (ст. Пекарского).

Петров Л., "Словарь", стр. 27.

"Зритель", 1862, N 23.

ЖПБ, т. II доп., стр. 842-845.

НД, стр. 111, 24, 54.

ЖМП, 1944, декабрь, стр. 53-57.

БЭЛ, т. I, стр. 1062-1063.

БЭС, т. I, стр. 231-232; т. II, стр. 2167, 2403.

БЭЮ, т. II, стр. 98-99.

ЭС, т. II, стр. 172-173; т. XXIX, стр. 334.

РБС, т. II, стр. 311.

Использованные материалы

http://www.pravoslavie.ru/arhiv/010612211813

http://days.pravoslavie.ru/Life/life4762.htm

[1] По другим данным в 1696 году.

[2] Напечатано в "Правосл. собеседнике" 1861 г., т. III

[3] В старых документах его фамилия писалась как через Е, так и через И; такая вариативность вообще не являлась редкостью в написании фамилий.

[4] П.В.Знаменский, "Приходское духовенство в России", СПб, 2003, С.595

[5] П.В.Знаменский, "Приходское духовенство в России", СПб, 2003, с. 594

[6] в извлечении напеч. у Чистовича, "Феофан Прокопович", стр. 386—407

[7] напеч. в "Чтениях Моск. общества истории", 1862 г., т. II и III

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.