(в мире Александр) — последний противник церковной реформы Петра I. Сын православного священника, ведущего свой род из польской шляхты; род. в 1697 г. во Владимире-Волынском, в 1715 г. поступил в Киевскую академию, в следующем году постригся в монашество, с 1718 по 1726 г. вторично находился в Киевской академии и получил здесь сан иеромонаха (1723). В 1730 г. был вызван в Тобольск митрополитом Антонием Стаховским, в 1733 году совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заключенными там раскольниками и по поводу этой полемики написал "Увещание к раскольнику" (напечатано в "Правосл. собеседнике" 1861 г., т. III). С 1734—37 гг. А. участвовал в Камчатской экспедиции, в 1737 г. был прикомандирован к синодальному члену Амвросию Юшкевичу, занимавшему в то время первенствующее место в церковной иерархии. Назначение это привело к сближению двух иерархов и определило дальнейшую судьбу А. Посвященный в марте 1741 г. в сан митрополита Сибирского, А. во время пребывания своего в Тобольске преобразовал местную архиерейскую канцелярию в консисторию и защищал новокрещенных инородцев от притеснений воевод, а духовенство — от вмешательства светского суда. Но суровый сибирский климат вредно отразился на его здоровье, и он, вскоре по воцарении Елисаветы Петровны, попросился в Ростов, причем получил звание члена синода. Его 20-летнее (с мая 1742 г. по март 1763 г.) управление Ростовской епархией совпадает с наиболее блестящим периодом его деятельности. Строгий к подчиненным, не терпящий ни малейшего проявления иномыслия, А. становится в резкую оппозицию с светской властью. Он игнорирует постановления Духовного регламента, отказывает в помещении инвалидов в монастырях своей епархии, вместе с Амвросием Юшкевичем настаивает перед императрицей на удалении светских чинов из Синода и мечтает уже о восстановлении патриаршего престола. Исполняя поручение Св. Синода и исправляя сочинение Феофилакта Лопатинского "Обличение неправды раскольничьей", он в своем дополнении к последнему проводит взгляды Иосифа Волоцкого; в своих "Возражениях на пашквиль лютеранский, нареченный Молоток на камень веры" (в извлечении напеч. у Чистовича, "Феофан Прокопович", стр. 386—407) он требует восстановления патриаршества и выступает в защиту монашества. Еще более обострились отношения его к светской власти, когда в конце царствования Елисаветы Петровны, Петра III и Екатерины II распоряжения, направленные к ограничению монастырей в управлении их имуществами, вызвали сильное негодование в высшем духовенстве и на А. последнее смотрело как на единственного человека, способного вступить в открытую борьбу с правительством. И он не обманул этих надежд. 9 февраля 1763 г. А. совершает в Ростове чин отлучения с некоторыми прибавками, направленными против "насильствующих и обидящих святыя Божии церкви и монастыри", которые "принимают данные тем от древних боголюбцев имения" и т. п., а в марте того же года он посылает два донесения в Синод, составленные в том же духе (напеч. в "Чтениях Моск. общества истории", 1862 г., т. II и III). Синод доложил императрице об А. как "оскорбителе ее величества", и Екатерина предала его суду Синода "за превратные и возмутительные толкования св. Писания и посягательство на спокойствие поданных". Семь дней длился суд над А., и он был осужден, низведен в звание простого монаха и заточен в Корельский-Николаевский монастырь. Но и в ссылке А. не унимался. Он продолжал неодобрительно отзываться об отобрании монастырских имуществ, выражал сомнение в правах Екатерины на престол, сочувствие великому князю Павлу Петровичу и т. п. Все это послужило материалом для вторичного суда над А., и делу дан был уже характер политический. В конце 1767 г. А. был лишен монашества и приговорен к вечному заключению; под именем Андрея Враля он содержался в ревельском каземате, где и † 28 февр. 1772 г. Из многочисленных проповедей А. напечатаны: "Семь поучений" (Москва, 1742—43); остальные же, числом 217, хранятся в рукописях в Ярославской духовной семинарии. Важнейшие события за время управления им Ростовской епархией суть: преобразование славяно-латинской школы в семинарию (ярославскую) и открытие мощей св. Дмитрия Ростовского в 1757 г. Ср. В. Иконников, "Арс. Мацеевич", "Русск. старина", 1879 г., т. XXIV-XXVI). "Обзор литературы об А." сделан И. Морошкиным (в "Библиографе", 1886 г., № 2—4).
Значение АРСЕНИЙ МАЦЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое АРСЕНИЙ МАЦЕЕВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012