(1828-1893) — писатель, сын диакона Калужской губернии. Образование получил в спб. духовной академии; читал в ней сначала отечественную, церковную и гражданскую историю, а затем психологию и историю философии. В 1871 г. Ч. защитил диссертацию на степень доктора богословия: "Древнегреческий мир и христианство в отношении к вопросу о бессмертии и будущей жизни человека" (СПб., 1871). Состоял вице-директором канцелярии обер-прокурора св. синода, потом управлял контролем при св. синоде и был членом учебного при синоде комитета. Преподавал философские науки в Императорском училище правоведения. Главный философский труд Ч.: "Курс опытной психологии" (СПб., 1868, несколько изданий). Исторические его сочинения: "История с.-петербургской духовной академии" (СПб., 1857); "С.-Петербургская духовная академия за последние 30 лет, 1858 -1888 гг." (СПб., 1889); "Феофан Прокопович и его время" (СПб., 1868). Во "Временнике Общества Истории и Древностей при Московском Университете" Ч. напечатал, между прочим: "Процесс по делу об учреждении типографии при киевской митрополии" (1855) и "Проект издания российских летописей в 1734 г." (1856); в "Чтениях" того жеобщества — "Выговская раскольническая пустынь" (1859), "Материалы для биографии Бецкого" (1863) и "Иона Сальникеев" (1868); в "Дне" 1861-62 гг. — "Арсений Мацеевич"; в "Православном обозрении" — "Исправление славянской Библии перед изданием 1751 г." (1860) и "Решиловское дело" (отдельно: СПб., 1861); в "Христианском Чтении" — "История православной церкви в Финляндии" (1853), "Обозрение лютеранских и реформатских обществ в России с середины XVI до начала XVIII в." (1857) и "Неизданные проповеди Стефана Яворского" (1867); в "Страннике" — "Новгородский митрополит Иов и его переписка" (1861) и "Митрополит Амвросий Подобедов" (1860). В 1873 г. Ч. напечатал "Историю перевода Библии на русский язык" (2 изд., СПб., 1899). Последним по времени его ученым трудом был "Очерк истории западнорусской церкви" (СПб., 1882-84). После смерти Ч., в 1894 г. вышло в свет его сочинение: "Руководящие деятели духовного просвещения в России в первой половине текущего столетия. Комиссия духовных училищ" (СПб.). Все сочинения Ч. по истории русской церкви составлены на оснований архивных первоисточников и вносят в науку много новых фактов, а отчасти и новых взглядов на более крупных церковно-исторических деятелей.См. "Памяти историка нашей академии — И. А. Ч." ("Церковный Вестник", 1893, № 45); H. Б., "И. А. Ч." ("Церковные Ведомости", 1893, № 46); "С.-Петербургская духовная академия за последние 30 лет" (стр. 53-54 и 133).
Значение ЧИСТОВИЧ, ИЛАРИОН АЛЕКСЕЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона
Что такое ЧИСТОВИЧ, ИЛАРИОН АЛЕКСЕЕВИЧ
Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь. 2012