Значение слова БЛАГОДАТЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое БЛАГОДАТЬ

Благодать (cariV gratia). - На богословском языке благодатьюназывается божественная сила, даруемая от Бога человеку для спасения.Греховность всех людей, как потомков Адама, и неспособность ихсобственными силами загладить грех, примириться с Богом и совершить своеспасение, а вместе с этим и необходимость божественной благодати дляспасения были с первых времен общепринятыми истинами в Христианскойцеркви. Самое воплощение Бога Слова всегда рассматривалось какдомостроительство Божие (oikonomia Jeon) к спасению человека: спасениепадшему человеку дано Богом во Христе. Но в этих общих положенияхзаключается много частных понятий, потребовавших с течением времениточных определений: как усвояется отдельным человеком дарованное людямспасение? Что при этом первое и важнейшее - божественная благодать иличеловеческая воля? И наконец, как и в чем именно проявляетсядеятельность той и другой? Восточные отцы, признавая вполненеобходимость благодати для спасения человека, в то же время не отрицалии свободную деятельность человеческой воли, чтобы этим последним отчастиустранить гностико-манихейские воззрения на зло, как на естественнуюнеобходимость. Западные учители, признавая человеческую волю,ослабленную грехом, немощною для совершения спасения, первое и особенноезначение придавали божественной благодати. Но во всяком случае все этипонятия как на Востоке, так и на Западе не имели детального развития иточнейшего определения и не были приведены в строгую систему до V века.В это время поставлен и развит был вопрос о спасении, так называемыйавтропологичесий, и чрезвычайно занимал Запад тогда, как Востокволновался вопросом о лице Христа, так называемым христологическим.Главная заслуга в решении этого вопроса принадлежит блаженномуАвгустину, епископу иппонскому (Hippo regius) - в Северной Африке. Бл.Августин приведен был к своей системе отчасти опытом своей личной жизни;но точно и резко определил свою систему в полемике с британским монахомПелагием. Пелагий учил, что человек может достигнуть святости и спасениясвоими собственными силами, не считая необходимою при этом бож.благодать. Такое положение Пелагия вытекало из его понятий о первобытномсостоянии человека и о первом грехе, как случайном факте, после которогоприрода человеческая осталась такою же, как и до греха (res integra);поэтому грех Адама не отразился на его потомках и они находятся в такомже положении, как и Адам до грехопадения - только что вышедший из рукТворца. В противоположность Пелагию Августин признает волю человеканедеятельною при совершении спасения, а обращение и спасение человекаприписывает исключительно одной божественной благодати. Эти положения онвыводить из понятий о первобытном состоянии и о последствиях первогогреха. Основные мысли системы Августина можно изложить в следующихкратких положениях: Бог - совершенная святость и единственное началосвятости в людях. Он не может ничего хотеть кроме добра; этанеобходимость есть единственная истинная свобода. воля человеческаяможет почитаться свободною в том только случае, когда она проникаетсяволею Божиею и исходя от Бога, определяет себя к добру. Сам по себе, какпростое дитя природы, вне Бога, человек раб греха. Он руководится лишьестественными побуждениями и управляется вожделением (concupiscentia),которое противится добру, т. е. воле Божией, открывающейся в совести.Правда, человек в естественном состоянии имеет произволение (arbitrium),но оно не свободно, так как избирает только зло. И теперь человексознает, по свидетельству совести, что он делает не то, что долженделать и желает не того, чего должен желать. По этому надо заключить,что настоящее состояние человека, настоящее его рабство греху, не можетбыть его нормальным и первоначальным состоянием. Созданный по образуБожию, человек должен быть чистым сосудом воли Божией. Настоящеесостояние человека произошло от того, что он лишил себя единения сБогом, заменив волю Божию своею. Эта самостоятельность лишила человеканевинности первобытного состояния (status originalis). После первогогреха изменились свойства человеческой природы; падениe (lapsus) былоупадком природы (labes nаturae). Все потомки Адама наследовали от него иего природу с ее свойствами. Таким образом грех первородный (peccatumoriginale) есть грех природный (р. naturale) и вследствие этогонаследственный (р. hereditarium). И так, человек, созданный по образу иподобию Божию, в грехопадении утратил богоподобие и все соединенные сним преимущества. Если бы человек устоял в союзе с Богом и не заменилволи Божией своим самолюбием, присущая его природе возможность негрешить и не умереть (posse non peccare et mori) обратилась бы вневозможность согрешить и умереть (non posse peccare et mori), а послегрехопадения для него не возможно не грешить и не умереть. Таким образомне может быть речи о свободе человека, о добрых делах, а следовательно ивозможности для него совершить свое спасение. Спасение человека может быть только от Бога, и Он. совершает спасетечеловека. В Ветхом Завете посредством закона Бог сделал для человекаясным его печальное состояние и заставил почувствовать бедствие греха,чтобы человек научился ожидать спасения от Бога. В Новом Завете воХристе дано спасение людям. Бог сделался человеком, чтобы возродить иосвятить человеческую природу, 0тдедьный человек может усвоить себеданное людям спасете не иначе, как при содействии и помощи Божией,которая и есть благодать. Она совершает в человеке спасениемногоразличными действиями. Сначала располагает человека к покаянию ипробуждает сознание необходимости божественной помощи для спасения. Поэтой деятельности она называется благодатью приготовляющею ипредшествующею (gratia praeparans, praeveniens). Потом, возбуждая веру илюбовь ко Христу, вводить в общениe с Ним; и в силу этого, чрез усвоениeсебе заслуг Христа, человек получает прощение грехов и силы к добру -возрождается. Это - благодать действующая (gr. ореrans). Теперь человекможет свободно определять себя к добру; но так как и в возрожденномчеловеке все еще остается ветхий Адам с его греховными похотьми, то длядальнейшего преуспеяния в святой жизни и теперь нужно божественноесодействие и вспомоществование. Благодать, руководящая человеком на этойстадии его нравственного развития, называется благодатью, содействующею(gratia cooperans). Она сообщает человеку в борьбе его со грехом дарпостоянного пребывания в добре (donum perseverantiae); и человек,наконец, настолько проникается святою волею Божиею, что не может хотетьиного, чего хочет Бог. Эта свобода чад Божиих есть единственно истиннаясвобода; в ней жизнь вечная и блаженство. Источник всякого благаХристос; все, что не от Него исходит, грех. Поэтому о добродетеляхязычников не может быть речи. Августин называет их "блестящимипороками". Если ветхозаветные отцы оправдались и спаслись, то толькопотому, что они восприняли Христа ожидающею верою. Спасение человека совершает Бог по своей благодати и чрез благодать;без этого условия невозможно спасение. Но какое же участие принимает приэтом сам человек и в чем проявляется деятельность его воли? Ответы наэти вопросы резко определили и совершенно докончили систему блаж.Августина. К окончательным выводам он пришел постепенно и не безнекоторого колебания. Первоначально, до 395 г., он признавал некотороеучастие воли в спасении и собственно в получении благодати. От волизависит открыть или закрыть себя для действий благодати. Вера признаетсяорганом для восприятия спасения чрез благодать. Благодать назначена отБога для всех людей, но получают ее только те, которые стремятся к ней;они и спасаются. Если же другие не получают благодати и погибают, в этомих собственная вина. Бог не вменяет человеку присущую ему греховность,но осуждает за нежелание получить дарованное спасение. Таким образомблагодать предлагается всем, и получение или неполучение ее зависит внекоторой степени от самого человека. Впоследствии Августин, послевнимательного изучения апостола Павла, 10-й гл. Послания к Римлянам, иприпоминая свое собственное обращение, пришел к другим определениям.Именно: человек, будучи вне благодати рабом греха, не может определятьсебя к такому добру, как вера. Вера не может предшествовать благодати;она скорее ее последствие. Благодать дается не потому, что человекверит, а для того, чтобы он верил. Благодать, как благодать, не можетбыть приобретена заслугами человека: она дается помимо всяких заслуг ибез всяких заслуг, даром (gratia gratis data). Эти мысли привелиАвгустина к его знаменитой теории о божественном. Пелагианство было осуждено церковью как на Западе, так и на Востоке.и учение Августина о греховности человека и невозможности спасения безбожественной благодати признано правильным. Но учение Августина опредопределении церковью принято не было. Православная церковь, отрицаявместе с Августином пелагианское учение о свободе воли, могущейсовершить спасение, в тоже время признает, что человек имеет на столькосвободы воли, чтобы любить добро и избирать его, что отрицает Августин.Она вместе с Августином признает, что человек не может достигнутьнравственного совершенства. и спасения без благодати; и в тоже времяутверждает, что и после грехопадения у человека осталась сила желатьблагодати и стремиться к ней, чего не допускает Августин. Споры облагодати и предопределении не кончились в V в.; они имели долгую иразнообразную историю, весьма влиятельную в области богословской науки ицерковной жизни. Даже в церкви Западной, не смотря на почтение к блаж.Августину, положение об участии человеческой воли в получении благодатии в спасении было господствующим. Но как велико это участие и в чемименно оно выражается разные богословы мыслили различно. Долгие иоживленные споры об этих вопросах с XIII в. вели два важнейшие ивлиятельнейшие ордена, соперничавшие и в влиянии на жизнь и в учености,доминиканцы и францисканцы; первые назывались томистами, по именидоктора своего ордена св. Фомы Аквината (умер 1274), а вторые -скотистами - от Иоанна Дун-Скота (умер 1308). Томисты держались чистогоучения блаж. Августина; скотисты защищали мнения полупелагианския.Практика Западной церкви в средниe века была проникнута пелагианскимиили, по крайней мере, полупелагианскими теориями. Потому почти всеважнейшие противники Западной церкви в средние века и, так называемые,предшественники Реформации (Виклеф, Гус) в своей борьбе против папствастановились под знамя блаж. Августина. Таким образом, великий учительЗапада, святой, особенно чтимый в латинской церкви, в продолжение многихвеков был ее постоянным обличителем. С появлением Реформации в XVI в.учение Августина сделалось основным догматом новой догматики имогущественным средством для ученой борьбы с папством. Лютер, в своем сочинены "De Servo arbitrio", написанном в опровержение сочинения ЭразмаРоттердамского "De libero arbitrio", в самых резких выражениях отрицаетсвободу человека и провозглашает единую деятельность благодати вспасении человека. "Воля человеческая", говорил Лютер, "походит налошадь. Сядет на нее Бог, она бежит, куда Бог хочет и направляет; сядетна нее дьявол, она бежит, куда ее дьявол гонит. Все совершается понеизменному определению Божию. Бог производить в нас добро и зло;спасает нас без нашей заслуги и обвиняет без вины". Это учение былоизложено в Катехизисе Лютера и в Аугсбургском исповедании 1530 г. ПотомМеланхтон в целях нравственных и, может быть, иринических несколькосмягчил это учение и признал, что при обращении божественной благодатиоказывает некоторое содействие и человеческая воля. Учение, что водяимеет способность по собственному побуждению принимать благодать(facultas se applicandi ad gratiam) было внесено и в лейпцигскийинтерим. Строгие лютеране сильно протестовали против такого искаженияпервоначального лютеранского учения и между лютеранскими богословамизавязался весьма ожесточенный спор, так называемый синергетический.Формула соглашения (Concordia, Koncordienformel) возобновила строгоеАвгустиново учение и, устраняя синергизм, выразительно говорила, чтопосле грехопадения в человеке не осталось ни искры (ne scintillaquaedam) духовных сил для самостоятельного усвоения благодати, и что досвоего обращения благодатью человек может только противиться ей, и приобращении совершенно пассивен. Ему принадлежит только гражданскаяправедность (justitia civilis), т. е. способность удерживаться от грубыхгрехов и преступлений, запрещаемых законом, и при этом не из любви кБогу и добру. Такой взгляд сделался принадлежностью протестантскойортодоксальной догматики, но все-таки у многих богословов нередкообнаруживалось стремление признать хоть некоторую деятельность воли приобращении. Лютер и первые лютеранские богословы принимали и учениеАвгустина о предопределении. Меланхтон смягчил это учение и даже формуласоглашения (Koncordienformel), признавая предопределение, понимает егоне так, как Августин. Впоследствии большинство лютеранских богослововзаменили Августинское понятие о предопределении предвидением Божиим.Реформаты удержали целиком учение Августина о благодати и опредопределении. Из-за учения о предопределении в реформатстве возникраскол арминианский. Собор в Дордрехте осудил арминианское смягченноеучение и утвердил строгое кальвинское. Римская церковь на Тридентскомсоборе утвердила, что человеческая воля может содействовать спасающейблагодати. Между доминиканцами. почитателями строгого учения Августина ииезуитами, державшимися синергизма и даже пелагианства, возниклиожесточенные споры, и папа Климент VIII, не желая высказать решительногомнения, для решения спорного вопроса учредил особую комиссию 1598 года -Congregatio de auxiliis gratiae, которая. протянув время, не сказаларешительного мнения, что и нужно было. Более жестокий и опасный спор облагодати возгорелся во Франции и Нидерландах по поводу сочиненияКорнелия Янсения, еп. ипернского "Augustinus", в котором была развитаненавистная иезуитам система Августина. За иезуитов были власти, а настороне янсенистов стояли люди науки и искреннего благочестия. Спорпроизвел громадное впечатление на общество и притом далеко не в пользуиезуитов и папского авторитета. П. Васильев.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.