Значение слова ОПОЯЗ в Литературной энциклопедии

Что такое ОПОЯЗ

[Общество изучения теории поэтического языка] — общее название организаций русских буржуазных лингвистов и литературоведов, существовавших в 1914—1923 в Москве и Петербурге. «О.» ставил целью исследование проблем литературоведения с точки зрения науки о языке, трактуемой им с позиций идеалистической, преимущественно неокантианской философии. Номинально оформившийся 2/Х 1919, петроградский «О.» в действительности ведет начало со времени выступления В. Шкловского в 1914 и «Сборников по теории поэтического языка» [1916—1917]. Московский лингвистический кружок, возникший в 1915 как кружок студентов-филологов, имел большой уклон в сторону языкознания и фольклора, но его деятельность в печати отражена слабее, т. к. своим лит-ым органом он не располагал. Ряд участников «О.» вошел впоследствии в «Леф» ( см. ). Мобилизуя значительные силы молодых буржуазных ученых-формалистов и организуя их на борьбу с диалектико-материалистическим литературоведением, «Опояз» представлял собой реакционное явление. Подробнее см. в статье « Методы домарксистского литературоведения » (том VII, стр. 273, гл. «Формалисты»). Библиография: I. Петроградский «Опояз»: а) доопоязовские издания: Шкловский В., Воскрешение слова, П., 1914; Сборники по теории поэтического языка, вып. I—II, П., 1916—1917; б) издания под маркой «Опояза»: Поэтика, П., 1919; Сборники по теории поэтического языка, вып. III [вышел отдельными статьями — Шкловский В.: 1. Развертывание сюжета. Дон-Кихот, П., 1921; 2. «Тристрам Шенди» Стерна и теория романа, П., 1921; 3. Розанов, П., 1921; Жирмунский В., Композиция лирических стихотворений, П., 1921; Тынянов Ю., Гоголь и Достоевский (К теории пародии), Петроград, 1921; Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, Петроград, 1922]. Московский лингвистический кружок: Якобсон Р., Новейшая русская поэзия. Набросок первый, Прага, 1921; Реформатский А. А., Опыт анализа новеллистической композиции, Москва, 1922; Очерки по поэтике Пушкина, Берлин, 1923. Пражский «Опояз»: Сборники по теории поэтического языка, вып. V: Якобсон Р., О чешском стихе преимущественно в сравнении с русским, Берлин, 1923; вып. VI: Богатырев П., Чешский кукольный и русский народный театры, Берлин — Петроград, 1923; Якобсон Р. и Богатырев П., Русская филология за годы войны и революции, Прага, 1924. II. Эйхенбаум Б., «Жизнь искусства», 1919, № 273, стр. 5—100; «Книжный угол», 1922, № 9; Винокур Г., Московский лингвистический кружок, «Научные известия», сб. 2, М., 1922, стр. 289—290; Плотников И., Общество изучения поэтического языка и Потебня, «Педагогическая мысль», 1923, № 1; Якобсон Р. и Богатырев П., Русская филология за годы войны и революции, Прага, 1924, стр. 29—33 и далее; Айзеншток И. Я., Десять років «Опоязу», «Вапліте», 1927, № 1. III. Балухатый С. Д., Теория литературы, Л., 1929, стр. 60 и след. П. Берков

Литературная энциклопедия.