[Maistre Adam, 1602—1662] — литературное прозвище Адана Бильо (Billault), первого французского ремесленнического поэта, столяра в Невере. Творчество М. А. совпало с глубоким сдвигом во французском феодализме. В процессе созревания абсолютизма класс феодалов концентрировал свою политическую власть при королевском дворе ради сохранения своих классовых позиций, жертвуя политической самостоятельностью и экономическими интересами своей верхушки — крупных феодалов. С М. А. во французскую поэзию вступает ремесленничество, но его творчество отражало кризис феодального самостоятельного мастерства. Поэзия М. А. острее литературы поднимавшейся буржуазии воспринимала социальное неравенство, доходя до уравнительных и потребительско-коммунистических идей, но окрашивалась как поэзия гибнувшей прослойки феодального ремесленничества в элегические тона. В то же время она являлась слугой и подголоском владетельного феодализма, с разложением к-рого падало и обслуживавшее его самостоятельное художественное феодальное мастерство, пока М. А. окончательно не разочаровался в своих прежних покровителях.
М. А., производивший всевозможные деревообделочные работы — от ларцев до гробов, в герцогском замке династии Гонзага и в поместьях окрестной знати, — приобщился к феодально-придворному ремесленничеству и
549 к художественной культуре феодального общества того времени. Он смотрел на свои оды, стансы, послания и т. п. как на изящные шкатулки, поставляемые во дворец и многие из них отделывал с такой же медлительной тщательностью. По мере запустения феодального Невера М. А. приходилось испытывать все бо?льшую нужду, искать забвения от нее в вине, скрашивая гривуазными вакхическими импровизациями в веселом братстве организованного им «питейного монастыря» неуверенность в завтрашнем дне; приходилось становиться в ряды лит-ой богемы льстивых присяжных одописцев, искать пенсий, субсидий. В 1638—1640 он живет в Париже. Одним из адресатов его од становится всесильный Ришелье. Надоев придворным вельможам, М. А. возвращается в Невер — к семье, ремеслу и провинциальным собутыльникам, но вскоре опять ищет подачек у Ришелье, который сбывает его с рук начинающему свою карьеру Мазарини. Последний однако также не развязывает кошелька. В эпоху крупнофеодальной Фронды принцев М. А выступает с одной из многочисленных в то время «мазаринад» (памфлетов против Мазарини) — «Claquet de la Fronde» (Колотушка Фронды, 1651). После подавления Фронды М. А. воспел Мазарини в ряде льстивых од. Первый сборник М. А. выпустил в Париже в 1644 под названием «Chevilles» (Столярные шипы). Уже после смерти М. А., в одном и том же 1663, вышел двумя изданиями в Париже 2-й его сборник — «Vilebrequin» (Коловорот). Под толстой шелухой присяжной лести всякого рода посвящений в творчестве М. А. обнаруживается искаженный унижениями образ незаурядного социального мыслителя своего времени и своей классовой группы. Прежде всего — и это уже тонко подметила в посвященном ему апологетическом «Непринужденном диалоге» Жорж Санд — в его манере расхваливать сильных мира сего была какая-то особенная комически-напускная, близкая к иронии напыщенность, к-рая прощалась ему знатью лишь как простолюдину, но заставляла насторожиться. В его лести пробивалась и прямая грубость. Достаточно сравнить сентиментальный тон его стихов к принцессам Гонзага, долговременному предмету его поэтического культа, со стихами к одному маркизу, где он, касаясь бренности телесной оболочки отличающихся скупостью сильных мира сего, натуралистически выражается об их смерти: «Когда их падаль мертва...» (Quand leur charogne est morte). М. А. неоднократно останавливается на проблеме социального неравенства — правда, не без цели смягчить черствые сердца и развязать кошельки. Он подчеркивает без ложного стеснения перед аристократами свое крестьянское происхождение, свое скромное положение ремесленника и вместе с тем свой талант и самовыучку, уравнивавшие его с поэтами из привилегированных классов. Он останавливается на случайности рождения — «капризе судьбы и природы», на равенстве людей перед природой, на общем родстве людей и на неравном разделе благ природы между ними. Абсолютизм представлялся ему углублением социальных различий. В интересах
550 сохранения рынка феодального ремесла М. А. восстает против отъезда провинциальной знати ко двору, указывая на интриги и опасные соблазны придворной жизни. Он подчеркивает призрачность престолов и могуществ, говорит о тяжелом положении крестьян, разоренных войнами (шли Тридцатилетняя и Религиозные войны) и повинностями, намекает на растущее крестьянское движение. Представитель гибнущей социальной группы, М. А. уравнение состояний и освобождение от приниженного положения видит обычно во всеуравнивающей и всеосвобождающей смерти и в связи с этим выступает в защиту «бессмертия души» против материалистических теорий. Но в посмертном сборнике М. А. имеется одно замечательное стихотворение, в к-ром поэт примиряет жалобы разоренного войнами крестьянина и оставшегося нищим, люмпеном, солдата-наемника верой, что за веком, когда «люди поедают друг друга», «наступит время, когда все вещи будут общими» (voicy la saison o? les choses seront communes) — лозунг потребительского коммунизма. М. А. был одним из первых французских шансонье. Одна из песен «Chanson bachique» (Вакхическая песня) — о сошествии пьяницы (самого М. А.) в ад — распевается доныне, претерпев ряд изменений («Aussit?t que la lumi?re...»). Библиография: I. Adam Billaut, menuisier de Nevers, Po?sies, ?d. compl?te, Nevers, 1842 (полное собр. сочин.); Adam Billaut, menuisier de Nevers, Les Chevilles. Le Claquet de la Fronde. La Vilebrequin, Textes choisis, Nevers, 1919 (сб. избр. сочин.). II. Denis F., Me Adam Billaut, Notice biographique et litt?raire (в указ. полном собр. сочин. М. А.), Nevers, 1842; Gerin M., Adam Billaut, Essai biographique et litt?raire (в указ. сб. избран. сочин. М. А.), Nevers, 1919; Mignon M., Adam Billaut, menuisier-po?te nivernais, ?tude biographique et litt?raire, Nevers, 1904; George Sand, Questions d’art et de litt?rature, P., 1878, IX: Dialogues familiers, chap. II о М. А. (написана в 1842); Joubert L., Adam Billault, «Revue Ind?pendente», 1846, t. III. Ал. Дробинский