Значение слова АДАМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое АДАМ

Адам и Ева - прародители человеческого рода. (Адам по-еврейски -человек, Ева - Haviva - земля, как мать всего живущего). В 1-й Моисеевойкниге мы встречаем два указания на сотворение человека. Первое говорит,что бог создал на 6-й день мужчину и женщину, по своему образу и подобию(1, 26 - 30). Второе, что бог создал сперва одного человека (по евр. -aclam) из земли (евр. adama) и поселил его в прекрасном саду, гденаходились два заветных дерева: древо жизни и древо познания добра изла. Еву бог создал позднее, вынув ребро у спящего А. (см. гл. 2 - 3).Дальнейшее человечество произошло после грехопадения и изгнания первыхлюдей из рая от Каина (гл. 4) и Сифа (гл. 5). По еврейскому сказанию А.покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию - наГолгофе. С библейскими сказаниями о первом человеке сходны сказания Зендавестыу Персов. Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли ивдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо жизни - Нот,плоды которого дают бессмертие. Мстительный Ариман, в образе змия,является к прародителям, соблазняет их и нарушает счастье бессмертнойдуши. По сказаниям персов, грифы охраняют золотую гору. В Коранесказано, что бог создал тело из глины, а душу из огня. Все ангелыпризнали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, гдепоселился А. В раю была создана Ева. Эблис из мести соблазнил первыхлюдей и они были сброшены на землю. бог сжалился над раскаявшимся А. ипослал архангела Гаврила научить его заповедям Божьим, на том самомместе, где позднее был воздвигнут храм в Мекке. А. свято исполнялзаповеди, за что через 2000 лет на горе Арарат вновь нашел свою жену. А.похоронен на г. Абукаи, около Мекки. Позднейшие сказания иудеев имохаммедан собраны Эйзенменгером ("Entdecktes Judentbum, Франкф., 1700г.) и Гербелотом ("Bibliotheque orientale"). В новой священной истории,как и в древнем Моисеевом сказании, первый человек А. являетсявиновником греха и смерти (Рим. 5, 14), ему противопост. Христос, второйА., виновник жизни и бессмертия. В толковательной системе христианскихгностиков и манихеев и в откровении мандеев А. считается первымбезгрешным существом в Мире духов. В средние века А. и Е. частоизображали на произвед. искусства. Эти фигуры встречались на серебряныхи цинковых купелях XIV и XV стол., в преддвериях готических церквей;фигуры изображались опоясанными листьями смоковницы, подле древапознания добра и зла; внутри же одной церкви Е. изображена за прялкой сребенком, а А. - за плугом. В средние века история первых людей служилатемой для мистерий, напр. во Франции. К древней христианской литературеотносятся так называемые Адамовы книги, из них наиболее известныэфиопские (по нем. Дильман, Гёттинг., 1853 г.). Здесь фантастичнообрисована жизнь первых людей, с примесью догматических взглядов напервобытное состояние, на грехопадение и искупление, на которомпостроена дальнейшая история людей, до смерти Ноя; потом уже идет вхронологическом порядке до Р. Хр. Как евреи, так и персы, можно полагать, заимствовали свои предания опервых людях из древних ассирийско-вавилонских источников, так кактождественные сказания находятся и в клинообразных надписях:составленных за 2000 лет до Р. Х., т.о. задолго до Моисея и Зороастра, иоткрытых в новейшее время в развалинах древней Ниневии. На одной плиткеиз коллекции плиток, извлеченных из развалин Сарданапалова дворца,хранящихся в Британском музее, находится следующая фрагментарнаянадпись: "После того как боги сотворили живых существ, скот и зверей игадов полевых... бог (Хао) создал двоих...". Здесь очевидно речь идет осотворении первого человека и ассирийское предание таким образомсогласуется с приведенною нами первою редакцией библейского сказания.Подобное же совпадение между библейским и древневавилонским преданиемнаходим и относительно сказания о грехопадении, которое в ассирийскихисточниках иллюстрируется даже барельефными изображениями. Так одинбарельеф на цилиндре, хранящемся также в British museum, изображаетмужчину и женщину сидящих у дерева и простирающих руки к его плодам.Сзади женщины подымается змея. Другой барельеф представляет такжепокрытое плодами дерево, окруженное крылатыми фигурами. Очевидно, первыйбарельеф изображает факт вкушения запрещенного плода, а второй -изгнание из рая и охранение его херувимами. См. Дж. Смит "The ChaldeanAccount of Genesis" etc. в немецком переводе Chaldaische Genesis(Лейпциг, 1876).

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.