Значение слова МЮЗАМ в Литературной энциклопедии

Что такое МЮЗАМ

Эрих [Erich M?hsam, 1879—] — немецкий поэт. Р. в Берлине в семье аптекаря. Путешествовал по Швейцарии, Италии, Франции, вел богемную жизнь. С 1909 обосновывается в Мюнхене, где выступает как сатирик в кабаре и кабачках и как театральный критик. Во время войны М. вступает в ряды активных антимилитаристов и становится одним из деятельнейших членов группы «Aktion» ( см. ), что не мешает ему однако выступать в журн. «Каин» со своей отдельной путанно-анархистской программой. Называя себя учеником Кропоткина, Мюзам гл. обр. громит мораль и нравы современного буржуазного общества. Еще до войны Мюзам пишет в своем журнале статьи, направленные против германской соц.-дем.; начав с отрицания оппортунизма соц.-дем., М. приходит к отрицанию марксизма в целом. В 1919 М. становится активным деятелем Баварской советской республики. Реакция бросает Мюзама в тюрьму (осужден на 15 лет заключения). В 1924 — досрочно освобожден. В эти годы Мюзам — активный революционер, близко стоящий к компартии; в тюрьме он даже объявляет себя коммунистом. Но груз

551 мелкобуржуазного мировоззрения тянет его обратно к анархистским идеям отвлеченной справедливости и свободы, к отрицанию всякого государства, власти и т. д. Выйдя из тюрьмы, М. становится лидером маловлиятельного в Германии анархистского движения. В качестве мелкобуржуазного радикала М. до последнего времени протестует против реакции в Германии, присоединяясь временами к выступлениям компартии.

Первые книги стихотворений М., написанные за период 1898—1913, объединены в сб. «W?ste — Krater — Wolken» [1914]. Значительная часть включенных в сборник стихотворений — вольная жизнь бродяги, кабачного завсегдатая. Это протест деклассированного мещанина против «порядочного общества». Но этот протест ограничивается осуждением буржуазного быта, морали и не идет дальше весьма неопределенных революционных лозунгов. Любопытно, что ультрареволюционная фраза сочетается в сборнике с некоторой привязанностью М. к традиционно-мещанскому быту, с ненавистью к большому городу, любовью к уюту провинциальных городков, «сливающихся с природой». Много также в этих стихотворениях Мюзама мелкомещанской сентиментальности. С 1918 революционные мотивы в стихотворениях М. становятся более решительными. От пацифистского отрицания насилия он уже переходит к оправданию революционного насилия. Опыт баварской революции показал М., что революция невозможна без подлинной борьбы. В тюрьме он пишет исполненные бодрости и пафоса борьбы стихотворения. Здесь же написана драма «Иуда», в которой ставится проблема насилия во время революции. Революционные стихи М. собраны в сб. «Die brennende Erde» (Земля в огне, 1920) и «Alarm» (Тревога, 1925). Перу М. принадлежит ряд революционно-сатирических стихотворений. Ненавистью к оппортунизму продиктовано его известное

552 стихотворение «Der Revoluzner», в к-ром поэт издевается над трусостью соц.-дем. Из других сатирических стихотворений, высмеивающих буржуазную тупость, выделяется «Песня интеллигентов» (Gesang der Intellektuellen), в которой М. бичует интеллигентскую беспринципность и скрытую за показным благородством мелочность. Но несмотря на критику буржуазного общества, а также свою службу революции в 1919 в Баварии, М. как мелкобуржуазный революционер не решается стать на путь революционного марксизма и коммунистической партии. Литературно-политическая позиция М. до настоящего времени остается неопределенной. Буржуазия относится к М. как к революционеру. Буржуазный Всегерманский союз при «чистке» революционных писателей выкинул и Мюзама. Но сам М. не делает никаких шагов к сближению с союзом пролетписателей. Эта неопределенность выражена в одном из стихотворений Мюзама, в к-ром говорится: «Я странник, к-рый цели не знает, к-рый видит огонь, но не знает, где он горит». Библиография: I. На русск. яз. перев.: Земля в огне, перев. А. Жарова и С. Малахова, изд. ЦК МОПР, М., 1925; Призыв, Избранные стихи и рассказы, предисл. Б. Гиммельфарба, перев. В. Василенко и В. В. Гиммельфарба, изд. «Огонек», М., 1925; Der Hochstapler, Drama, 1906; Die Freiverm?hlten, Drama, 1914; Revolution, Kampf-Marsch und Spottlieder, 1925; Erich M?hsam Sammlung, 1898—1928, Berlin, 1928; Unpolitische Erinnerungen, 1931. А. Запровская

Литературная энциклопедия.