Значение слова ДЮМА в Литературной энциклопедии

ДЮМА

1.[/b] [trn][m2]Александр [Alexandre Dumas, 1803—1870], прозванный «Д.-отец», — французский романист и драматург. Сын республиканского генерала и дочери трактирщика (в роду Д. — примесь негритянской крови). Провел детство в городке Вилье-Котре, затем в 1823 переселился в Париж, где был сначала мелким канцелярским чиновником, но вскоре бросил службу, чтобы целиком отдаться лит-ре. После первых незначительных опытов (рассказы, водевили и т. п.) Д. добился крупного успеха пьесой «Henri III et sa cour» (Генрих III и его двор, 1829), которая была первым триумфом романтической драмы («Эрнани» В. Гюго был поставлен лишь в следующем году). За нею последовал ряд других пьес Д., большей частью исторических драм (наиболее значительные: «Christine», 1830; «Antony», 1831; «Charles VII chez ses grands vassaux», 1831 — «Карл VII среди своих вассалов», «Richard Darlington», 1831, «Kean», 1831), мелодрам (знаменитая «M-lle de Belle Isle», 1839 и «Tour de Nesle», 1743). Одновременно, с 1833 года, Дюма, вдохновляясь примером Вальтер Скотта, начинает писать многотомные исторические романы, с решительным преобладанием в них авантюрного элемента, и в середине 40-х гг. становится самым популярным автором зародившегося в ту пору романа-фельетона. Из огромного числа романов Д. наиболее известны: «Les trois mousquetaires» (Три мушкетера, 1844) с двумя продолжениями: «Vingt ans apr?s» (Двадцать лет спустя, 1845) и «Dix ans plus tard ou le vicomte de Bragelonne» (Еще 10 лет спустя или виконт де Бражелон, 1848—1850); «Le comte de Monte-Christo» (Граф Монте-Кристо, 1844—1845); «La Reine Margot» (Королева Марго, 1846); «Le chevalier de la Maison Rouge» [1846]; «La dame de Monsoreau» (Госпожа де Монсоро, 1846 г.); «La comtesse de Charny» (Графиня Шарни, 1853—1855) и др. Необычайная плодовитость Д., выпускавшего иногда в год до 50 томов, объясняется, помимо легкости его пера, наличием у него ряда сотрудников (самый значительный из них — О. Маке), писавших за него по указанному им плану. К концу 40-х гг. деятельность Д. как романиста ослабевает. Он ищет нового поля деятельности. В 1847 Д. основывает собственный театр «Th??tre Historique» (Исторический театр), к-рый вскоре терпит крах. В 1848 бросается в политику и издает газету «Mois». В 50-х гг. издает ряд журналов, наполняя их почти сплошь своими писаниями, но все они, после кратковременного успеха, один за другим закрываются. Зарабатывая своими пьесами и романами огромные суммы, Дюма без счета тратил их на разные прихоти и затеи, помощь нуждающимся литераторам, [m2]622 путешествия [между прочим в 1858 он посетил Россию, фантастическое описание к-рой дал затем в своих «Impressions du voyage en Russie. De Paris ? Astracan» (Впечатления о поездке в Россию. От Парижа до Астрахани, 1859)] и мн. др.; в результате он разорился и конец жизни провел в нужде. Как драматург и романист Д. принадлежит к той группе писателей, которая усвоила не внутреннюю сущность романтизма (его лирический и идейный пафос), а только внешние его черты: пристрастие к историзму, живописности, эффектам, свободу воображения и отрицание старых канонов. [m2] Иллюстрация: А. Дюма в восточном костюме [m2] Произведения Д. не знают пространных, «создающих настроение» описаний, в них нет возвышенного лиризма, моральной патетики; зато они чрезвычайно динамичны. Д. овладевает вниманием читателя путем планомерного развертывания действия, постепенного усложнения его, искусного оттенения основных и поворотных моментов. Многое в технике Д. объясняется требованиями фельетонного жанра, к к-рому он весьма близок. Отсюда склонность к эффектам, к технике детективного романа, сложная, но удобообозримая интрига, острый диалог, лаконизм описаний и характеристик, разбивка на небольшие главы, финалы к-рых, разрешая эпизод, служат завязкой для следующего. Все это способствовало чрезвычайной занимательности романов Д., увлекавших читателей и высокого интеллектуального уровня (К. Маркс, Менделеев и др.). Творчество Д. при поверхностном рассмотрении может показаться выражением аристократическо-дворянской психоидеологии. Однако в этой психоидеологии не трудно уловить противоречия. Д. отворачивается от современной ему буржуазной действительности. Его мир — мир сильной личности. Он любит изображать [m2]623 аристократию прошлого, французское дворянство эпохи расцвета его культуры, но также и выходцев из других классов, пробивающихся своими силами к богатству и почестям (набоб Монте-Кристо). Он влюблен в жизнь дореволюционной Франции, в «старый порядок», Великую французскую революцию изображает великим преступлением («Le chevalier de la Maison Rouge»), но вместе с тем восхваляет карбонариев, греческих и славянских повстанцев и т. п. Иногда Д. даже фрондирует, драпируясь в наряды демократа. Одним из излюбленных его образов является бедный и благородный дворянин, окрыленный идеями дворянской чести, постоянно обнаруживающий высокую доблесть, безупречно владеющий шпагой. Но дворянин этот нередко обнаруживает и совсем не аристократические черты ловкого пройдохи, одерживая верх над аристократическими же противниками не прямой борьбой, а хитрой уловкой (д’Артаньян в «Трех мушкетерах», ср. также «Королева Марго»), что отнюдь не уменьшает симпатий к нему автора. С другой стороны, во второстепенном (а иногда и первостепенном) типаже Д. огромное место занимают характерные фигуры мещанской комедии и драмы, преданные и проницательные шуты, честные простаки-буржуа и крестьяне, угрюмые, но неподкупные ворчуны-моряки, верные старые слуги и т. д. Своеобразное противоречие в творчестве Д. легко разрешается при социологическом его анализе. Поставщик занимательного чтения для мелкой и средней [m2] Иллюстрация: Пизан (Pisan). Гравюра к «Трем мушкетерам» [m2] (Париж, I846) [m2]624 буржуазии, Д. выступает в эпоху Июльской монархии — эпоху внутреннего расслоения французской буржуазии, политического главенства денежной аристократии, крупных афер, часто вызывавших обнищание мелких держателей вкладов. Отталкивание от крупной буржуазии и ее преуспевающих дельцов отразилось особенно четко в популярнейшем романе Д. «Монте-Кристо», острие которого направлено против оплота Июльской монархии — новой аристократии (полковник Морсер), бюрократии (прокурор Вильфор) и плутократии (банкир Данглар). Естественно, что при отсутствии у выражаемой им общественной группы своей культуры Д. обращается к культуре наиболее импонировавшего в недавнем прошлом класса, которая может быть противопоставлена ненавистной силе плутократии, — к культуре упадочной и потому ставшей приемлемой аристократии, в качестве вернопреданного слуги к-рой мелкий буржуа имел в «доброе старое время» свое, если не очень почетное, то все же узаконенное место под солнцем. [m2] Иллюстрация: Барбан (Barban). Гравюра к «Трем мушкетерам» [m2] (Париж, I846) [m2] Библиография : I. На русск. яз. Д. стал переводиться с конца 30-х и в 40-х гг., в журналах: «Библиотека для чтения» («Капитан Поль», 1838, XXX), «Отечественные записки» («Полковник Санта-Кроче», 1843, XXVIII) и др., а также в многочисленных отдельных изданиях: Генрих III и его двор, Драма, СПБ., 1829; Похождения марсельского охотника, 2 чч., СПБ., 1847; Две Дианы, СПБ., 1847; Три мушкетера, 4 чч., СПБ., 1860; Записки врача, Жозеф Бальзамо, 5 тт., СПБ., 1875 и мн. др.; Полное собр. романов, под ред. П. В. Быкова, изд. П. Сойкина, год не обозначен [1916—1917], до 40 книг; Учитель фехтования, перев. Г. И. Гордона, изд. «Время», Л., 1925; Избр. сочин. под ред. М. Лозинского и А. Смирнова, изд. «Academia» (в 1928—1929 вышли: «Три мушкетера», «Двадцать лет спустя», «Десять лет спустя», «Граф Монте-Кристо»); Три мушкетера, обраб. М. Зотиной, Изд. «ЗИФ», М., 1928; Crimes c?l?bres, 8 tt., 1842—1843; [m2]625 Crimes c?l?bres, 4 vv., 1890—1893; Th??tre complet, 15 vv., 1863—1874; Th??tre complet, 25 vv., 1889—1899. II. На русск. яз.: Брандес Г., Литература XIX в. в ее главн. течениях. Французская литература, СПБ., 1895 (и в «Собр. сочин.», изд., «Просвещение»); Фриче В. М., Очерки иностранной литературы. А. Дюма, газ. «Курьер», 1902, № 200, 20 июля; Пти-де-Жюльвиль, Иллюстр. история новейшей французской литературы, М., 1908; Смирнов А. А., Александр Дюма и его исторические романы (вступит. ст. к «Трем мушкетерам», изд. 2-е, Л., 1928). На иностр. яз.: Du Couret L., L’Arabie heureuse; souvenirs de voyage en Afrique et en Asie par Hadji-abd-el-Hamid Bey, publi?s par A. Dumas, 3 vv., 1860; Garibaldi G., M?moires de G. tr. sur le manuscrit, par A. Dumas, seule ?d. complete, 3 pp., 2 vv., Bruxelles, 1860—1862; Kemble F. A., Plays M-lle de Belle Bl?, transl. f. Dumas, 1863; Fitzgerald P. H., Life and adventures of A. Dumas, 2 vv., 1873; Ferry G., Derni?res ann?es d’A. Dumas, 1883; Blaze de Bury H., Mes ?tudes et mes souvenirs, A. Dumas, Sa vie, 1885; Audebrand Ph., A. Dumas ? la Maison d’Or, Souvenirs, 1888; Maurel A., Les trois Dumas, 1896; Parigot H., Le drame d’A. Dumas, 1898; Его же, Alexandre Dumas, 1902; Lecomte H., Dumas A., Sa vie, son u0153uvre, 1903; Len?tre G., Le vrai chevalier de Maison-Rouge, 1905; Simon G. M. S. C., Histoire d’une collaboration, A. Dumas et A. Maquet, 1919; Duquesnell F., Souvenirs litt?raires: George Sand, A. Dumas, Souvenirs intimes, 1922; Lucas-Dubreton J., La vie d’A. Dumas-p?re, 3-е ?d., 1925. III. Glinel Ch., A. Dumas-p?re et son u0153uvre, Notes biogr, et bibliogr., Reims, 1884; Davidson A. F., A. Dumas, his life and works, 1902; Spurr H. A., Life and writings of A. Dumas, 1902. А. С. и Р. Ш. 2.[/b] [trn][m2]Александр, младший (Дюма-сын) [Al?xandre Dumas, dit Dumas-fils, 1824—1895] — сын известного писателя Александра Дюма старшего (Дюма-отца). Начал свою лит-ую деятельность томиком стихов «P?ch?s de jeunesse» [1847]. Автор ряда романов: «Histoire de quatre femmes et d’un perroquet» [1847], «Le roman d’une femme» (Роман одной женщины), «C?sarine» [1848], «Le docteur Servans» [1848], «Antonine» [1849], «Trois hommes forts» [1851], «Tristan le Roux» [1849], «Diane de Lys», «Sophie Printemps» [1853], «La bo?te d’argent» (Шкатулка для денег, 1855) и др., появлявшихся быстро один за другим с конца 40-х до середины 50-х гг. прошлого столетия. Но особенно прославился Д., когда на сцене парижского театра «Водевиль» [1852 г.] была поставлена пьеса «Дама с камелиями», переделанная им из своего же одноименного романа «La dame aux Cam?lias». Ею была предопределена его дальнейшая карьера как драматурга. За «Дамой с камелиями» выходит длинный ряд пьес: «Diane de Lys» [1853], «Demi-Monde» (Полусвет, 1855), «Question d’Argent» (Денежный вопрос, 1857), «Le Fils naturel» (Незаконный сын, 1858), «Le P?re prodigue» (Блудный отец, 1859), «L’ami des ifemmes» (Друг женщин, 1864), «L’Affaire Cl?menceau» (Процесс Клемансо, 1866), «H?loise Paranquet» [1866], «Les id?es de Madame Aubray» (Взгляды г-жи Обрэй, 1867), «Une visite de noce» (Свадебный визит, 1871), «La princesse Georges» [1871], «La femme de Claude» [1873], «Monsieur Alphonse» [1874], «L’?trang?re» (Иностранка, 1876), «La princesse de Bagdad» (Багдадская принцесса, 1881), «Denise» [1885], «Francillon» [1887]. Пьесы Д. большей частью своих сюжетов затрагивают тему о женщине — проблемы ее положения в обществе, брака, семьи, проституции и т. д. Этому вопросу Д. посвящает неоднократно и свои общественные выступления-брошюры: «Lettres sur les choses du jour» (Письма [m2]626 на злобу дня, 1871), «L’homme-femme» [1872], «Tue-la» (Убей ее), «Les femmes qui tuent et les femmes qui votent» (Женщины, которые убивают, и женщины, которые голосуют), «Recherches de la paternit?» [1883] и памфлет «Le divorce» (Развод, 1880). От нашумевшей «Дамы с камелиями» обычно ведется исчисление школы сценического реализма. Это не вполне правильно. И сама «Дама с камелиями» и все следовавшие за ней пьесы Дюма представляют переход от романтизма к реализму — новый жанр пьес с подчеркнутой тенденцией, жанр так называемых «pi?ces des mu0153urs» и «pi?ces ? th?se» («пьесы о нравах» и «пьесы с тезой»). Они охватывают в большинстве случаев вопросы социальной морали. Хорошо разработанная перипетия в последнем акте завершается большой мелодраматической сценой (sc?ne ? faire). Обычно здесь же (иногда впрочем и раньше) автор-прокурор вкладывает в уста героини (гораздо реже — героя) горячую обличительную речь на тему общественной «несправедливости», послужившей сюжетом данной пьесы. Элемент морализирующей риторики и надуманных положений, являясь еще наследием романтических влияний, очень силен в драмах Дюма и оставляет на долю «быта» и «реализма», в том понимании, к-рое мы обычно вкладываем в эти понятия, весьма мало. Такой реализм — процесс дальнейшего развития драматургии. Характерное и определяющее в пьесах Д. и его современников — отказ от романтического парения и мистического презрения к жизненным будням, отсутствие боязни взять темой не только сегодняшний день, но даже и такие вопросы его, которые романтической эстетикой считались «низменными» и вне искусства лежащими, хотя бы те же темы проституции, «полусвета», трактуемые в «Даме с камелиями» и других пьесах Дюма (и сам термин «полусвет» был введен его драмой «Demi-Monde» в 1855). «Сцена театра принадлежит всем слоям общества», — декларирует Д. в предисловии-манифесте к «Даме с камелиями». После традиций французского классицизма, к-рые еще давали о себе знать, после всяческой надземности романтических фабул, драматургия Д. — новая грань, новая веха по пути развития литературно-сценического стиля от романтизма к реализму. Буржуа, всего каких-нибудь два-три поколения назад бросавший в лит-ре устами ловкого Фигаро новые вызовы дворянину Альмавиве, победил, обстроился. Мало того, у него на службе устроился и мелкий буржуа, тоже отвернувшийся от романтических утопий к реальной жизни. Им больше не к лицу, да и не нужна романтическая тога. К тому же филантропически-христианствующая постановка моральных проблем могла и должна была, — не угрожая классу, — заглушить грозные голоса революционной критики сорок восьмого года. Отражая некоторое социальное недовольство мелкой буржуазии, [m2]627 «pi?ces des mu0153urs» и «pi?ces ? th?se» переводили социальный протест в план «чистой» этики и христианской «добродетели». Эти драмы, несмотря на свой якобы обличительный характер, не затрагивают самих устоев буржуазного общества. Победа над социальной несправедливостью мыслится достигнутой в его пределах. Все драматические конфликты получают здесь разрешение столь же фальшивое, сколько оправдывающее устои этого общества, примиряющее с ним даже тогда, когда драма кончается трагически. Правда, трагизм здесь внешний. Маргарита Готье из «Дамы с камелиями» умирает счастливая, умиленная добродетелями буржуа, и во?-время, чтобы не помешать их счастью, заслуженному добротой и благодарностью. Д. дал тот костяк, по которому, развиваясь и углубляясь в сторону реалистической и психологической пьесы, еще долго строилась буржуазная драма. В частности драматургия Д. имела большое влияние на Ибсена. На сюжет «Дамы с камелиями» написана популярная опера Верди «Травиата». Библиография : I. Русск. перев.: Доктор Серван, Роман в 2 чч., М., 1850; Денежный вопрос, Комедия в 5 д., СПБ., 1857; Маргарита Готье, Роман, СПБ., 1859, первонач. в журн. «Наблюдатель», 1896, №№ 5 и 6; То же под назв. «Дама с камелиями» с предисл. Ж. Жанена, изд. Ледерле, СПБ., 1892; Дама с камелиями, изд. «Гонг», Киев, 1908; То же, изд. с предисл. Ж. Жанена, перев. С. Антик, изд. «Польза», М., 1912; изд. 2-е, М., 1913; То же, под назв. «Как поживешь, так и прослывешь», Драма в 5 д., М., 1873; Позднее признание, Комедия в 5 д., СПБ., 1859; Роман женщины, СПБ., 1860; Елена, Роман в 3 чч., СПБ., 1864; Процесс Клемансо, Роман, СПБ., 1866; Свадебный визит, Комедия в 1 д., перев. Л. Солодовниковой, СПБ., 1873; Господин Альфонс, Комедия в 3 д., перев. Н. Путяты, М., 1875. II. Брандес Г., Литература XIX в. в ее главных течениях. Французская литература, СПБ., 1895 (то же в «Собр. сочин.», изд. 2-е, «Просвещение», СПБ.); Аничков Е., Предтечи и современники на Западе и у нас, СПБ., 1910; Bab J., Der Mensch auf der B?hne; Arnold E., Das moderne Drama; Bourget P., Nouveaux essais de psychologie contemporaine (есть русск. перев.); Gros J., A. Dumas et, M. Duplessis, 1923; France A., La vie litt?raice. vv. I, II, 1925. Эм. Бескин

Литературная энциклопедия.