Значение слова ДЮБУА в Литературной энциклопедии

ДЮБУА

1.[/b] [trn][m2]Альберт [Albert Du Bois, 1872—] — бельгийский писатель, принадлежавший к школе исторических романистов, черпавший сюжеты из античной жизни. Эстет, с большим тяготением к мистицизму. В своих романах «Левконоя» (Leucono?) и «Под вишневыми лаврами» (Sous les lauriers roses) стремится передать рафинированные переживания девушек античной эпохи. Д. более известен драматическими произведениями: из «Цикла двенадцати гениев» (Le cycle des douze g?nies) — вышел в 1911 — «Herodienne» имел значительный успех на сцене парижской «Com?die Fran?aise». Творчество Дюбуа — типичный образец дворянской идеологии, потерявшей реальную почву и вследствие того идеализирующей классику. Библиография : II. Liebrecht, Histoire de la litt?rature belge, 1910; Gaucher Maurice, Histoire des lettres fran?aises de Belgique, Brux., 1922; Braunschvig M., La litt?rature fran?aise contemporaine, 1929. Л. 2.[/b] [trn][m2]Уильям Эдуард Бурхард [William Edward Burghardt Du Bois, 1868—] — американский писатель, публицист и общественный деятель, профессор экономики и истории. Мулат по происхождению, Д. с ранних лет вошел в движение радикальной негритянской интеллигенции; за агитацию в пользу экономического и политического равенства черных и белых его изгнали из университета Атланты. Д. был одним из организаторов «Национальной ассоциации для развития цветного народа», ее бессменным председателем и редактором радикального негритянского органа «Кризис» (Crisis). Член социалистической партии, Д. примыкает к ее наиболее реформистскому крылу; во время войны дискредитировал себя, обратившись в «Кризисе» [1917] с призывом поддерживать Америку в войне с Германией (позднее Д. признал свою ошибку). После Букера Вашингтона, надолго задержавшего развитие американских негров своей проповедью сотрудничества с белыми во что бы то [m2]620 ни стало, Д. — наиболее образованный негритянский лидер. Он занимает также совершенно исключительное место в негритянской культуре и искусстве: его книга «Души черного народа» (The Souls of the Black Folk, 1905) открывает для Америки негритянскую расу как имеющую свое искусство, музыку и лит-ру. Одновременно Д. резко выступил против расового неравенства. «„Души черного народа“, — пишет Клод Мак Кей в книге „Негры в Америке“, — эта интимная хроника несправедливостей, — поставили Д. во главе негритянской интеллигенции». Опубликовав [1909] исследование о деятеле освобождения негров «Джон Браун» (John Brown), затем [1911] роман «Серебряное руно» (The Quest of the Silver Fleece), Дюбуа положил основание негритянской прозе на английском языке. «Серебряное руно» — роман о негритянской трудовой интеллигенции, отказывающейся от преимуществ «белого» общества для работы над просвещением своей угнетенной расы. Эти мотивы получили свое дальнейшее развитие у других негритянских прозаиков: У. Уайта, Д. Фоссет, Ж. Тумера. В «Темном потоке» (Darkwater, 1920) Д. объединил свои очерки, наброски и статьи о быте и культуре чернокожих; художественная ценность этих книг настолько велика, что, по мнению Д. М. Мэнли и Э. Риккерт («Contemporary American Literature» by John M. Manly and E. Rickert), Д. вошел в лит-ру гл. обр. как автор «Темного потока». Последний роман Дюбуа «Темная принцесса» (Dark Princess, 1928) менее значителен, чем «Серебряное руно»; художественные, реалистические картины быта чернокожих заменены здесь романтической историей любви американского негра к индусской принцессе. Этот поворот Д. от реализма к романтизму стоит в несомненной связи с усилением консервативных элементов в его идеологии и с вытеснением представляемой им группы негритянской интеллигенции более решительными, в том числе и коммунистическими, слоями. На русск. яз. переведено «Серебряное руно» (изд-во «Сеятель», 1925). Библиография : II. Мак Кей Клод, Негры в Америке, М. — Л., 1923; The Negro Intellectual, by Alain Locke, ст. в «New-York Herald Tribune Books», may 1928. С. Динамов

Литературная энциклопедия.