Значение слова ДЮАМЕЛЬ в Литературной энциклопедии

Что такое ДЮАМЕЛЬ

Жорж [Georges Duhamel, 1884—] — современный французский писатель. Получил специальное медицинское образование. В 1906 принял участие в создании артели молодых поэтов и художников «Abbaye» («Аббатство» — см. ); через несколько месяцев сделался одним из руководителей и виднейшим критиком выделившейся из среды «аббеистов» литературной группы унанимистов (см.) , звавших «ближе к жизни», восстававших против книжности, «искусственности», натурализма и символизма. В 1907 Д. дебютировал книжкой стихов — «Des L?gendes, des Batailles» (О легендах, о битвах). Своему положению в лит-ре Д. обязан не своим малосценичным пьесам и не стихам, в к-рых он, продолжая устремления Клоделя (см.) , старается дать лиризм «в чистом виде» — «освобожденным» от версификационных достижений. Достижения Д. — в области художественной прозы. Первую серию его прозаических вещей образуют «свидетельства» о войне 1914—1918, в к-рой он участвовал в качестве военного врача: «Vie des Martyrs» (Жизнь мучеников, 1917), напечатана

616 под псевдонимом Дени Тэвенен, «Civilisation» (Цивилизация, 1918) — получившая Гонкуровскую премию, «Sept derni?res plaies» (Семь последних язв, 1928). Эти книги — эпопея лазарета; они проникнуты сочувствием жертвам войны, возмущением и печалью, вызванными сознанием, что помешать организованному истреблению людей невозможно. Центральной группой прозаических произведений Д., в которой он выступает как вполне сложившийся художник, являются повести о Салавене («Confession de Minuit» — «Полуночная исповедь», 1920; «Deux Hommes» — «Двое», 1924; «Journal de Salavin» — «Дневник Салавена», 1926; «Le club de Lyonnais» — «Клуб на улице де Лионнэ», 1929), сборник новелл «Hommes abandonn?s» (Покинутые люди, 1921) и повесть «Les Plaisirs et les Jeux» (Игры и утехи, 1922). Перед нами совершенно органически развивающаяся художественная проза, своим лирически окрашенным импрессионизмом примыкающая к манере письма Ш.-Л. Филиппа, утонченным анализом близкая прозе Пруста и Ж. Ромэна и связанная с прозой Достоевского стремлением взамен «линейной латинской психологии» французской литературы дать полную противоречий, подлинную внутреннюю жизнь человека. О Достоевском заставляет вспомнить и центральный персонаж прозы Дюамеля — конторщик Луи Салавен — образ современного европейского «человека из подполья». Но как, бичуя «цивилизацию» милитаристов — творцов «великой войны», он до конца остается пассивным пессимистом, так и изображая разрушительное давление капиталистического общественного строя на личность маленького человека, Д. не верит, чтобы и этой «жертве цивилизации» можно было помочь. К Салавену, оказывается, нужно относиться как к «геометрическому месту» всей человеческой сущности, взятому «вне времени и пространства»; существование Салавенов не следует связывать с условиями капиталистической социальной системы; Салавен просто — человек с больной психикой. Социальная категория подменивается биологической. Неустанная защита прав личности и пассивность, боязнь действия; пессимизм и склонность успокаивать, утешать; боязнь толпы («Покинутые люди») и идеализация семейного очага, дружбы («Les Plaisirs et les Jeux» — «Игры и утехи», стихи); возмущение перед войной и страх перед революцией — все это характеризует Д. как писателя современной французской среднебуржуазной интеллигенции, в психологии которой гуманность сочетается с консервативностью. В связи с этими особенностями социальной психологии следует рассматривать и характерное для художественной манеры Д. стремление к ясности, спокойствию, уравновешенности — стремление, верным которому писатель старается быть тем больше, чем неуравновешенней его герой Салавен. Только в связи с классовой природой творчества

617 Д. можно рассматривать и его философско-моралистские выступления, которые привлекли во Франции большое внимание, захватили большую аудиторию и непосредственным поводом для которых послужили военные бедствия 1914—1918 («Possession du Monde» — «Обладание миром», 1919; «Entretiens dans le tumulte» — «Разговоры в сутолоке», 1919). Основным в проповеди Д. является утверждение примата духовного над материальным, сочетающееся с недоброжелательным отношением к современной технической цивилизации и в конечном счете определяющееся психологией тех слоев средней буржуазии, которые оттеснены назад крупной финансово-промышленной буржуазией и сравнительно в незначительной степени участвуют в овладении материальными благами. Духовные блага (познавание людей, любовь, дружба, мечты) — единственно реальные для Дюамеля. Каждый может, обратившись к ним, овладев ими, притти к «обладанию миром» («Possession du Monde» — рецепт уничтожения «салавенизма»). Бедным и голодным, эксплоатируемым рабочим и ошалевшим от жадности дельцам рекомендуется «жить в мечте», сделать из «культа мечты» род религии; только так могут быть обеспечены спокойствие, счастье. Классовый характер этой проповеди совершенно ясен. Еще отчетливее становится он, когда «философ» выступает с призывом защитить «нашу древнюю цивилизацию» от варварских орд, будто бы надвигающихся из колониальных стран («Entretien sur l’esprit europ?en» — «Беседа о духе Европы», 1928). Классовый инстинкт самосохранения заставляет даже этого чуждого буржуазной агрессивности художника переходить в маскируемое наступление. В 1927 Д. вместе с Дюртеном (см.) посетил СССР. Об этой поездке Д. очень подробно рассказал в книге «Voyage ? Moscou» (Путешествие в Москву, 1927), к-рая была встречена во Франции с большим вниманием, как объективное сообщение о СССР человека незаинтересованного. Конечно социализм для него — нечто неосуществимое (ссылка на «древний собственнический инстинкт»), но он признает «право русского народа устраивать свою жизнь по своему желанию» (ведь и во Франции была своя революция 1789); особенно интересуясь положением и настроениями советской интеллигенции, Д. приходит к заключению, что эта интеллигенция охвачена «советским патриотизмом» (так он определяет ее стремление сотрудничать с пролетариатом); наконец он настойчиво предостерегает Запад против новой интервенции, к-рая может подготовить гибельное для него столкновение с азиатским миром. К этой мысли Д. возвращается и в «Беседе о духе Европы», где советует «принять Советскую Россию в европейскую семью», — сделать из нее буфер между Европой и волнующейся Азией.

618 Библиография : I. Произв. Дюамеля кроме указанных в тексте: L’Homme en t?te, 1909; Selon ma loi, 1910; Compagnons, 1912; El?gies, 1920. Театральн. пьесы: La Lumi?re, 1911; Dans l’Ombre des Statues, 1912; Le Combat, 1913; Lapoint et Popiteau, 1919; L’?uvre des Athl?tes, 1920; Journ?e des Aveux, 1924; Quand vous voudrez, 1924. Художественная проза: Confession de Minuit, 1920; Prince Jaffar, 1924; La Pierre d’Horeb, 1926; La Nuit d’Orage, 1927. Критич. и лит-ые теоретические работы: Propos critiques, 1912; Les Po?tes et la Po?sie, 1913; Paul Claudel, 1913; Notes sur la technique po?tique (в сотрудничестве с Ш. Вильдраком), 1920; Essai sur le Th??tre, Essai sur le Roman, 1925; Guerre et Litt?rature, 1920. Размышления, опыты, очерки: La Musique lib?ratrice, 1921; D?lib?rations, 1925; Lettres au Patagon, 1926; Lettres d’Auspasie, Suite Hollandaise и др. На русск. яз. перев.: стихи в перев. О. Мандельштама, А. Эфроса, «Современный Запад», №№ 3 и 1(5); из худож. прозы — все, кроме La nuit d’Orage (Грозовая ночь); Le club de Lyonnais, Sept derni?res plaies, изд. под загл. Рассказы доктора Кошуа, «ЗИФ», 1929 (один расск. выпущен); из эссэ перев.: Письма к патагонцу; из лит-ых теоретич. работ: Заметки о поэтич. технике. II. Durtain L., Georges Duhamel, P., 1920; Santelli С., Georges Duhamel, P., 1925; Th?rive А., Georges Duhamel ou l’intelligence du cu0153ur, P., 1925; ?crivains et po?tes d’aujourd’hui, Georges Duhamel, P., 1927; Ony A., Georges Duhamel, l’homme et l’u0153uvre, P., 1927; Massis H., Jugements, p. 155; Dubeck L., Les chefs de file de la jenne g?n?ration; Frank W., Georges Duhamel, «The Saturday Review», 1928; Ayguesparse A., Georges Duhamel, «Monde», 1929; Фрид Я., Дюамель, «Печать и революция», 1928, № 7; Песис Б., Откровения буржуазного пацифиста, «Революция и культура», 1928; Фрид Я., Миссионер призывает к оружию, «Новый мир», 1929, № 3; Локс К., Неореализм во Франции, «Новый мир», 1926, 8—9. Я. Фрид.

Литературная энциклопедия.