[Ben Johnson, 1573—1637] — английский поэт и драматург. Биографические сведения о нем, как и о Шекспире, крайне туманны. Известно, что Бэн Джонсон учился в Вестминстерской школе на средства историка Кэмдена и получил там хорошее образование; есть указания, что после окончания школы он был каменщиком. Материалы, относящиеся к биографии Б. Д., в большинстве случаев носят легендарный характер. Имеются довольно обстоятельные воспоминания о Б. Д. шотландского поэта Дрюммонда, в которых изложены взгляды Б. Д. на искусство, его отношения к другим поэтам, к театру, но и приведенные здесь данные о Б. Д. недостоверны. Б. Д. был одним из наиболее образованных людей своего времени, но неизвестно, каким путем он получил образование. Он был избран магистром искусств в двух университетах, посвящал им свои произведения, но нет никаких данных о том, что он был связан с научной жизнью университетов или даже учился в каком-либо из них. Самым достоверным биографическим материалом являлось бы его творчество, но и оно очень мало исследовано, авторство многих приписываемых ему произведений сомнительно: в его время широко практиковалось коллективное писание и переделывание произведений для сцены. Кроме того, отсутствие закона, даже понятия об авторском праве давало возможность «пиратским издательствам» «переделывать наново» любое произведение и ставить имя любого автора на выпускаемой книге, разумеется достаточно популярное. Вне всякого сомнения, некоторые произведения Б. Д. переделаны кем-то, некоторые написаны им в сотрудничестве с другими, а некоторые просто ему приписаны. Бесспорно принадлежащим Б. Д. можно считать только небольшое количество комедий и стихов, изданных им самим при жизни, но под его именем известно около пятидесяти отдельных произведений. Первая его комедия — «Всяк в своем настроении» — была для Лондона приблизительно тем же, чем «Горе от ума» — для Москвы. Эта комедия была написана в господствовавшем тогда духе: все персонажи
44 получили итальянские имена и действие происходило в Италии в неопределенное время, но лондонцы сразу узнали себя; тогда Б. Д. имена действующих лиц заменил английскими и действие перенес в Лондон. Комедия была поставлена в аристократическом театре «Глобус», и о ней сразу заговорили, т. к. елизаветинский Лондон и его обитатели были изображены в мало замаскированном и довольно непривлекательном виде. Осмеяние определенных лиц или групп в комедиях известно еще со времен Аристофана, но в Англии до Б. Д. на это были только слабые намеки, он же установил твердую форму бытовой комедии, близкой к сатире. Он удачно и жестоко высмеял современный ему общественный порядок и представителей разных социальных групп — блестящий двор Елизаветы, проматывавших в городе свои замки аристократов и поднимавших голову буржуа-пуритан. Б. Д. высмеивает современный ему общественный строй и смело протестует против несправедливости, но он не чувствует классовых противоречий. Его комедии пользовались скандальным успехом, их особенно ненавидела аристократия, которую Бэн Джонсон изображал глупой и никчемной. За оскорбление судей, чиновников и солдат его вызывали к верховному судье; за оскорбление шотландской аристократии, после того как шотландский король уселся на освободившемся троне Англии, ему собирались отрезать нос и уши, и только благодаря заступничеству духовенства Б. Д. избежал этой участи. Не меньшим успехом пользовались и другие его комедии, из которых особенно выделялись: «Эписин, или молчаливая женщина», «Алхимик», «Варфоломеевская ярмарка» (последняя — настолько широкая картина нравов, что Бэньян впоследствии положил ее в основу своей «Ярмарки тщеславия»). После выхода в свет каждой новой комедии Б. Д. наживал себе все большее количество врагов. Б. Д. писал также трагедии из жизни древнего Рима, например «Сеян», но они больше сделаны ученым, чем созданы поэтом. Он превосходно знал классическую литературу, читал греков и римлян в подлинниках. Б. Д. показал себя большим мастером и в художественном оформлении «масок» — придворных балов-маскарадов: писал к ним тексты и создавал сюжеты, в большинстве случаев с установкой на аллегорию и классические мифы. Эту отрасль искусства он довел почти до оперы-балета. — Умер Бэн Джонсон в нищете. Б. Д. одинок в литературе своей эпохи. Современная Б. Д. английская драма казалась ему недостаточно правдоподобной. Соблюдение законов античной трагедии и комедии было для него гарантией против вычурности, искусственности и фантастики. В древних литературах он видел образцы правдивости, простоты и гармонии со здравым рассудком. Творчество Б. Д. — реакция
45 против крайностей воображения и эмоциональности в английской драме времен Елизаветы; Бэн Джонсон требует изображения живых людей, как они есть, без преувеличений; но при всей своей одаренности он не был реформатором английского театра. Шекспир дал тех живых людей, изображение которых не удавалось Б. Д. Если последний и уклонялся от гиперболизма, которому не чужд был и Шекспир, то он впадал в другую крайность. Его характеры — олицетворения какой-нибудь одной страсти или необычного свойства, «странности», как он выражается, а не живые индивидуальности с многообразием черт как личных, так и типичных. Этот схематизм лишает образы Б. Д. той конкретности, к которой он стремится. Но этот же схематизм, упрощая художественные задачи автора, облегчал выработку высокой композиционной техники, временами более совершенной у Б. Д., чем у значительнейших драматургов елизаветинской поры. Первое полное собрание сочинений Б. Д. вышло еще при его жизни — событие для того времени необычайное: он первый поэт в Англии, сам издавший свои произведения. Но потом, на протяжении трех веков, его издавали чрезвычайно редко; так, полное критическое собрание его сочинений издано только в 1816 и переиздано в 1875 в издании Джиффорда. В 1925 издательство Оксфордского университета выпустило полное собрание его сочинений в двух томах. Б. Д. издается в настоящее время с новыми комментариями в «Sale University Studies»; вышло дешевое издание в «Everyman’s Library» (Dent, L., 1925). На русский яз. переведено только одно его произведение — «Эписин, или молчаливая женщина» (изд. «Петрополис», П., 1921). Библиография: II. Из работ о Бэн Джонсоне можно указать следующие: Варшер С. А., Лит-ый противник Шекспира, «Русская мысль», 1887; M?si?res, Pr?d?cesseurs et contemporains de Shakespeare; Symonds, Ben Johnson, L., 1889; Smith Gregory, Ben Johnson (в серии Men of Letters), L., 1919; The Life of Ben Johnson by Herford and Simpson, 1925; Swinburne A., A Study of Ben Johnson. С. Бабух