Джон [John Bunyan, 1628—1688] — английский писатель эпохи революции и гражданской войны между монархической аристократией и республиканской буржуазией. С 18 лет служил в республиканской армии под командой Люка (Люк послужил прототипом Сэра Хьюдибрас в сатире Бётлера на пуритан). Был страстным проповедником идеологии английской буржуазии — пуританизма. После победы аристократии и реставрации монархии Б. был арестован; ему предложили либо отказаться от пропаганды, либо отправиться в тюрьму. Б. от пропаганды не отказался и был заключен в тюрьму, где провел 12 лет. В тюрьме он написал свое «Странствие паломника» (Pilgrim’s Progress). Выходец из гущи третьего сословия, мало образованный, Б. остался всю жизнь верен своему классу, не только в пропаганде, но и в своем быту и даже в
46 манере художественного творчества. Буржуа-пуританин, он презирал аристократию, считая, что его класс выше ее во всех отношениях, начиная от идеологии и кончая жилищем, одеждой и речью. Б. сумел отстоять свою классовую позицию и в стиле своих произведений. В противоположность аристократическому, его стиль пуритански прост и строг, лишен всяких украшений, вычурности, витиеватости, несмотря на то, что произведения его имеют дидактический характер и устремлены к неземным идеалам. Все элементы творчества Б. крепко спаяны с буржуазной средой, вросли в нее. Самые отвлеченные понятия, как «Град разрушения», «Ярмарка тщеславия», и тому подобные — принимают у него реальную форму. Бэньян, как указывает Достоевский, избрал для изложения своих идей самую неблагодарную форму — аллегорическую, но сумел превратить холодные отвлеченные понятия в живых людей. Бэньян положил начало реалистической манере письма, которую развили Свифт и Д. Дефо (см.) . Творчество Бэньяна религиозно, но настолько, насколько английская революция была религиозным движением. Оно сослужило большую службу буржуазии в ее борьбе с аристократией. Буржуазия ценила Бэньяна больше за его обостренную трактовку социальных вопросов, чем за религиозные мотивы. Зато когда времена изменились и сама буржуазия стала контрреволюционным классом, она начала цепляться за религиозную сторону творчества Б., противопоставляя ее антирелигиозности пролетариата. Вот почему в последнее время [1925—1926] Б. вышел в Англии в восьми изданиях. Начало «Pilgrim’s Progress» переведено на русский яз. А. С. Пушкиным. Библиография: II. Browne J., Life of J. Bunyan, 1889; Chambers Cyclopaedia of English Literature, t. II, 1925. С. Бабух