Значение слова ДЖОНСОН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона

Что такое ДЖОНСОН

Джонсон (Бенжамин, обыкновенно назыв. Бэн-Д. Jonson) - личный друг идраматический противник Шекспира (1574 - 1637). Он был на десять летмоложе Шекспира и вступил на литературное поприще, когда Шекспир стоялуже во главе английской народной драмы. Жизнь его была бурная. Впротивоположность Шекспиру, он вышел из народа. Второй муж его материбыл простой каменщик, которому он помогал в работах. На средствакакого-то знатного покровителя, который заинтересовался даровитымребенком, Джонсон был определен в классическую вестминстерскую школу,откуда поступил в кэмбриджский унив. Потом он служил наемным солдатом воФландрии, прославился своей физической силой в храбростью; повозвращении в Англию поссорился с актером Спенсером и убил его на дуэли.По поводу постановки своей первой комедии Д. познакомился с Шекспиром,который, по преданию, содействовал постановки ее на сценеБлек-фрайерского театра. Так произошло их сближение, скоро перешедшее втесную дружбу, не прерывавшуюся до самой смерти Шекспира. Приятели сталисходиться в основанной сэром Вальтером Ралеем таверне Сирены (MermaidTavern) и, придерживаясь различных художественных принципов, устраивалидруг с другом настоящие словесные турниры, описание которых оставленосовременниками. Есть предание, что Д. посетил своего друга в Стратфорде,незадолго до его смерти, и что самая болезнь Шекспира была результатомустроенной по этому поводу пирушки. Памяти Шекспира Д. посвятилпревосходное стихотворение, предпосланное первому полному собранию егопроизведений (Editio princeps, 1623). В то время, как Шекспир удалилсянавсегда из Лондона в Стратфорд, Д. достиг большой известности какдраматург, преимущественно в придворных кругах; он был возведен ИаковомI в сан поэталауреата и по случаю придворных празднеств писал феерии,называвш. тогда масками. При Карле I Д., по наветам врагов, впал внемилость, лишился своего звания и умер в бедности. В то время, какМарло, Грин, Шекспир, Вебстер и др. довели до художественногосовершенства драматическую хронику, трагедию и романтическую комедию, Д.задумал повернуть драматическое искусство в сторону античной трагедии ибытовой комедии, образцы которых он видел в комедиях Плавта и Теренция.Он был глубоко убежден, что английская народная драма, с своимитрагическими, превышающими действительность, страстями и фантастическимходом действия, идет по ложному пути; что истинный путь есть путьпростоты, правильности и естественности, завещанный классической драмой."Я буду", говорит он в прологе к одной из своих комедий: "изображать насцене только такие действия и употреблять только такие слова, какиевстречаются в жизни; я буду рисовать картину своего времени и смеятьсянад человеческой глупостью". По мнению Д., герой пьесы не должен бытьчудовищем страсти или порока, но одним из тех людей, которых мыежедневно встречаем на улице. Таких героев он и дает в своихмногочисленных бытовых комедиях: "Every Man in his Humour", "Every manout ot his Humour", "Volpone", "Alchemist", "Bartolomew Fair" и др.,представляющих верную и потому драгоценную в культурном отношениикартину пороков современного ему общества. Но эта верность скореевнешняя, чем внутренняя. Д. не обладал способностью создавать живыхлюдей; в большинстве случаев его герои не более, как олицетворение общихпонятий и пороков - хитрости, чванства, жадности, шарлатанства и т. п.;в них нет того слияния типического с индивидуальным, которое составляетглавное достоинство героев Шекспира. Сказанное о комедиях Джонсона вполной мере применяется и к двум его трагедиям: "Сеян" (1603) и"Катилина" (1611), сюжеты которых заимствованы из жизни древнего Рима.Благодаря своей громадной начитанности в классических авторах, Д. могпрекрасно перенести на английскую сцену обстановку римской жизни, совсеми ее особенностями; но ему не удалось воскресить дух древнего Рима втакой степени, как это сделал Шекспир в "Юлии Цезаре" и "Антонии иКлеопатре". Положенный в основу его первой трагедии эпизод изцарствования Тиверия изучен Д. на основании Тацита в Светония,повидимому, в пьесе нет слова, которое автор не мог бы подтвердитьссылкой на источник, - но это обилие материала подавляет фантазию автораи лишает пьесу драматического движения. Чтобы вполне наслаждаться"Сеяном", нужно иметь хорошую классическую подготовку; но такойподготовки не могло быть у английской публики начала XVII в. - и пьесаД. пала. Во второй своей трагедии Д. счел себя вынужденным сделатьнекоторые уступки вкусу публики. Он допустил большие разнообразия вдействии; перенесением места действия из Рима в Фьезоле и обратно оннарушил классическое правило единства места; он даже позволил себе такиеэффектный нововведения, как появление тени Суллы - мотив, очевидно,навеянный Шекспиром; но всего этого показалось мало публике, воспитаннойна произведениях Шекспира и его школы - и трагедии Джонсона, в общемвсе-таки построенная по образцу трагедий Сенеки, не имела успеха. Кромедраматических произведений, Д. писал поэмы, сатиры, эпиграммы и оставилсборник очерков, заметок и характеристик под загл.: "Discoveries". Посиле и оригинальности мысли и картинности изложения, произведение этоможет быть поставлено наряду с "Опытами" Бэкона и "Характеристиками"Лабрюйера. Произведения Д. были издаваемы Джиффордом и Коннингемом. ОДжонсоне см. Taine, "Histoire de la litterature anglaise"; Mezieres,"Predecesseurs et contemporains de Shakspeare"; Ward, "English DramaticLitterature" и кроме того отдельные этюды Symonds'a, "Ben Johnson" (Л.,1890), и Swiuburn'a, "A study of Ben Johnson" (Л., 1883). На русскомязыке существует прекрасная характеристика Бэн-Д. в ст. покойного С. А.Варшера: "Литературный противник Шекспира" ("Русская Мысль", 1887). Н. Стороженко.

Брокгауз и Ефрон. Брокгауз и Евфрон, энциклопедический словарь.