[com] (ГОСУДАРСТВЕННАЯ) [/com] «высшее ученое учреждение, имеющее целью всестороннее исследование всех видов искусств и художественной культуры» (§ 1 устава). А. возникла в 1921 в Москве из небольшой научной комиссии специалистов и в течение нескольких лет выросла в научный институт с рядом отделений и секций, лабораторий и кабинетов, с большой библиотекой по вопросам искусствоведения (100 000 томов), с научно-показательным отделом и т. д. Задача А. — путем аналитического изучения отдельных искусств синтезировать искусствоведческие науки в трех основных направлениях: социологическом, психофизическом и философском. Для осуществления этой задачи А. распадается на три соответствующих разряда, к-рые пересекаются секциями по видам искусств (музыкальная, изобразительная, театральная, декоративная, литературная). Кроме того при А. имеется психофизическая лаборатория, хореографическая лаборатория, фото- и кино-кабинеты, кабинет изучения революционного искусства Запада с собранием лит-ры и художественных произведений (среди них собрание автографов и писем Р. Роллана, Барбюсса, Бехера, Толлера и др., коллекции картин и рисунков Стейнлейна, Мазереля, Бела Уитца, Кете Гольвица и др.), кабинет современной русской лит-ры, ряд ассоциаций (ассоциация художников революционной России — АХРР, ассоциация современной музыки, ассоциации по изучению творчества Блока, Достоевского), комиссия по изучению примитивного искусства и ряд других вспомогательных учреждений. Коммунистическая академия объединила исключительно марксистские искусствоведческие силы. ГАХН собрала многих деятелей — специалистов, самых разных взглядов и
68 направлений. Это сильно отражается на ее научных работах, но она стремится к сближению с современностью в научном исследовании и практической деятельности и вовлечению в искусствоведческую работу молодого поколения научных деятелей. А. находится в тесном контакте с музыкальными, художественными, театральными и лит-ыми организациями; в работах А. принимают участие несколько сот деятелей искусства. При Академии есть общество молодых искусствоведов, объединяющее аспирантов Академии и художественных вузов. Вторая задача, к-рая была поставлена А., помимо ее чисто-научной деятельности, — быть экспертно-консультативным органом по вопросам искусства. На А. возлагается ряд ответственных поручений как Наркомпросом, так и высшими правительственными органами. В А. производится предварительная разработка вопросов, имеющих важное значение при обсуждении учебных программ в художественных вузах и других заданий ГУСа. Особенно важную роль сыграла А. в деле организации наших художественных выступлений за границей (советские художественные выставки в Венеции, Монце-Милано, Дрездене, Париже и др., имевшие большой успех и привлекшие внимание западного мира к нашему искусству), к-рые создали А. известность в Европе. В 1926 А. организовала в Москве выставку революционного искусства Запада, разослав приглашения художественным организациям и отдельным художникам Европы и Америки, сочувственно относящимся к советской России. Призыв А. встретил горячий отклик, и в Москву поступило более 3 000 экспонатов, среди них напр. совершенно исключительное по полноте собрание Стейнлейна, доставленное наследниками покойного революционного художника, издания, пожертвованные такими издательствами, как Clart? и Malik Verlag, письма, портреты, автографы и полные собр. сочинений, присланные почти всеми левыми писателями Европы и Америки. Некоторые художники, как Бела Уитц, приобрели известность после этой выставки. Среди других выставок, организованных А. (около 150), следует отметить выставку искусства народов СССР, организованную по поручению Юбилейной комиссии ЦИКа к десятилетию Октябрьской революции. На выставку съехались сотни деятелей искусства республик и областей Союза, и в результате был открыт при А. специальный отдел изучения искусства народов СССР. За шесть лет своего существования А. выпустила более 60 названий своих трудов, кроме того издает свой периодический орган — журнал «Искусство», периодические органы отдельных секций («Художественный фольклор», «Современная музыка» «Гравюра и книга», «Бюллетени Академии»).