Значение ЭДЕЛЬСОН ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

Что такое ЭДЕЛЬСОН ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Эдельсон (Евгений Николаевич, 1824 - 1868) - известный критик, уроженец Рязани. Окончил курс в Московском университете на физико-математическом факультете. Это было время гегельянства, и Эдельсон, увлеченный идеями германского философа, оставил занятия естественными науками и обратился к литературе. Примкнув в 1848 г. к "молодой редакции" "Москвитянина" (XIX, 947), он принимал деятельное участие в этом кружке и поместил в журнале Погодина много критических отзывов, большей частью анонимных или под псевдонимом E. Curiosa ("О современном состоянии и значении у нас эстетической критики" и прочее); писал также в "Московских Ведомостях". По прекращении "Москвитянина", Эдельсон, оставаясь в Москве, посылал статьи о театре и живописи и критические этюды в "Библиотеку для Чтения". В это время он обратил на себя внимание переводом сочинения Лессинга "Лаокоон, или О границах живописи и поэзии" (М., 1859). Переехав в 1863 г. в Санкт-Петербург, сделался одним из членов редакции "Библиотеки для Чтения", издававшейся П.Д. Боборыкиным , где напечатал целый ряд статей, о сочинениях Бокля, Шпильгагена, Писемского , Островского , Майкова , Щедрина , Успенского , Ушинского и прочих. По прекращении этого журнала участвовал в "Отечественных Записках", где поместил статью об исследовании Сеченова : "Рефлексы головного мозга", возражая против мысли об автоматизме душевных движений. Как критик, Эдельсон ратовал за теорию "искусства для искусства". Кроме "Лаокоона", он издал отдельно: "Щедрин и новейшая сатирическая литература" (М., 1859; первая попытка у нас дать исторический очерк русской сатиры) и "О значении искусства в цивилизации" (СПб., 1867). Его обзоры иностранной журналистики печатались в "Журнале Министерства Народного Просвещения". В 1867 г. он участвовал деятельно во "Всемирном Труде". П. В. Б.

Краткая биографическая энциклопедия .