Значение ДУХИНСКИЙ ФРАНЦИСК в Краткой биографической энциклопедии

ДУХИНСКИЙ ФРАНЦИСК

Духинский, Франциск - писатель (1817 - 1880). Происходил из ополяченной малорусской семьи. Первые его работы на польском и русском языках относились к вопросу о первоначальных отношениях между Россией и Польшей. После восстания 1831 г. Духинский эмигрировал во Францию, был профессором польской школы в Париже, позднее - хранителем польского музея в Рапперсвилле, близ Цюриха. Его попытки создать новую теорию славянской этнографии доставили ему широкую известность; самая теория эта одно время принималась как нечто твердо установленное значительной частью западноевропейской литературы (например, Анри Мартеном). В действительности теория Духинского представляла собой лишь стремление облечь в форму научной системы политические мечтания и чувства польской эмиграции. Основанием теории служит мысль, что великорусы - или, как называет их Духинский, "москали" - не принадлежат к славянскому племени и даже к арийской расе, а составляют отрасль племени туранского, наравне с монголами, и напрасно присваивают себе имя русских, которое принадлежит по справедливости только малорусам и белорусам, близким к полякам по своему происхождению. Самый язык, которым в настоящее время говорят "москали", есть искусственно заимствованный и испорченный ими язык церковно-славянский, вытеснивший существовавший прежде какой-то народный туранский язык. В доказательство "туранства" великорусов Духинский приводит автократическую форму правления ("царат"), несвойственную, будто бы, арийским племенам, существование у них "коммунизма", тогда как арийцев отличает индивидуальная собственность, склонность к кочеванию, будто бы существующую у великорусов наравне со всеми туранцами, наконец, малое развитие среди великорусского племени городов и городской жизни. Естественная, по Духинскому, граница туранского племени - Днепр, Двина и "речки Финляндии". Интерес арийской Европы требует восстановления славянского польского государства, которое охватило бы родственные племена малорусов и белорусов и послужило бы для Западной Европы оплотом от туранского могущества москалей. Учение Духинского, соответствовавшее укоренившейся тогда среди поляков идее об "избранничестве" польского народа, было принято большинством польской интеллигенции с восторгом, а люди, более сознательно относившиеся к вопросу, не всегда имели возможность высказать свое настоящее мнение. В русской литературе теория Духинского встретила наиболее серьезную критику в статьях Н.И. Костомарова ("Основа", 1861, ¦ 2, "Ответ на выходки газеты "Czas" и журнала "Revue Contemporaine", и ¦ 10, "Правда полякам о Руси"). Постепенно авторитет теории стал падать, и в самом польском обществе громче становились голоса критиков. В 1886 г. И.А. Бодуэн-де-Куртенэ, издал в Кракове брошюру ("Z powodu jubileuszu profesora Duchinskiego"), в которой отрицал за теорией Духинского всякое научное значение и признавал празднование юбилея Духинского "юбилеем хронического патриотического заблуждения". Русский пересказ этой брошюры, с несколькими добавочными замечаниями, сделан А.Н. Пыпиным в статье его: "Тенденциозная этнография" ("Вестник Европы", 1887, ¦ 1). Главные труды Духинского: "Zasady dziejow Polski i inhych krajow slowianskich" (П., 1858 - 1861); "Polacy w Turcyi" (Л., 1858); "Tresc lekcyi historyi polskiej wykladanych w Paryzu" (П., 1860); "Pologne et Ruthenie. Origines slaves" (П., 1861); "Dopelnienie do trzech czesci zasad dziejow etc." (П., 1863); "Necessite des reformes dans l'exposition de l'histoire des peuples Aryas-Europeens et Tourans" (П., 1864); "Peuples Aryas et Tourans, agriculteurs et nomades" (1864). В. М-н.

Краткая биографическая энциклопедия .