Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".
Франциск Ассизский (лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco d'Assisi) (ок. 1182 - 1226 ), римо-католический святой, основатель ордена францисканцев .
Родился в г. Ассизи ( Умбрия ), в зажиточной семье торговца тканями. В 1206 г., отказавшись от богатства и поссорившись с отцом, ушел из дома и посвятил себя проповеди "святой бедности" как совершенной формы любви к Богу. Бедность, возведенная в жизненный идеал следования "нищему Христу", позволяла, по Франциску Ассизскому, освободиться от многих тягот мирской жизни и ставила человека в условия полного смирения, устраняющего отчужденность личности от окружающего мира.
Став бродячим проповедником, живущим за счет подаяния, Франциск Ассизский в 1207 - 1209 гг. вместе с несколькими последователями основал братство миноритов ("меньших братьев" или "братцев") и составил его "Древнейший устав", предусматривавший обеты бедности, целомудрия и послушания.
После утверждения устава папой Иннокентием III братство было преобразовано в орден францисканцев , который вскоре уже насчитывал тысячи приверженцев.
Огромный моральный авторитет Франциска Ассизского, которого называли "зерцалом Христа", притягивал к нему множество верующих. Как странствующий проповедник, он побывал в Испании , Южной Франции , участвовал в крестовом походе 1219 г. в Египет, где пытался обратить в христианство султана. Вернувшись в 1220 г. в Италию , отошел от руководства орденом, которое из братства бессребреников превращалось в обычный монашеский орден. Трудность для братства следовать идеалу бедности и нестяжания, попытки некоторых монахов (при поддержке курии) смягчить суровый устав ордена вызывали напряженность в отношениях Франциска Ассизского с Римом.
Последние годы жизни он провел в уединенных молитвах на горе Альверио (Апеннины). Здесь, по католическому преданию, ему явился ангел, после чего на ступнях и ладонях Франциска Ассизского открылись стигматы .
Умер в 1226 г. в Ассизи .
В 1228 г. канонизирован Римо-католической церковью , один из наиболее почитаемых католиками святых. С 1939 г. считается покровителем Италии. Рассказы, легенды о нем собраны в анонимном сборнике "Цветочки Святого Франциска Ассизского".
Православная оценка
Свт. Игнатий (Брянчанинов) (+ 1867):
"Подобно Монпасу, достигли в отшельничестве сильнейшей бесовской прелести Франциск д'Асиз, Игнатий Лойола и другие подвижники латинства, признаваемые в недре его святыми". [1] "Займитесь чтением Нового Завета и св. Отцов Православной Церкви (отнюдь не Терезы, не Францисков и прочих западных сумасшедших, которых их еретическая Церковь выдает за святых)". [2]
Сочинения "Похвала добродетели и "Похвала Богу" (на латыни), ряд поэтических произведений на итальянском языке, в т. ч. "Гимн брату Солнцу" - гимн, славящий не только Бога, но и все созданное Им - одно из важнейших произведений средневековой итальянской литературы.
Библиография
Христианство: Словарь (под общей редакцией Л.Н. Митрохина и др.). М., 1994.
М.В. Лодыженский. Серафим Саровский и Франциск Ассизский, 1912 г
http://www.dorogadomoj.com/dr165ser.html
Диакон Алексий Бекорюков. Франциск Ассизский и католическая святость
http://www.moskvam.ru/blessed_fire/07_2001/bekor.htm
Использованные материалы
http://www.religio.ru/lecsicon/20/138.html
http://www.biblicalstudies.ru/HC/34.html
http://www.vavilon.ru/texts/sedakova1-17.html
[1] Собр. соч., том 5, стр. 69
[2] Собр. соч., Письма, 203 (297, 28)
ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru
О проекте | Хронология | Календарь | Клиент