Значение КАРЛ V в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Что такое КАРЛ V

? император Священной Римской империи (и король испанский; см. Карл I). В январе 1519 г. умер герм. император Максимилиан I. Претендентами на императорский престол выступили франц. король Франциск и испанский король К. I, внук Максимилиана и наследник австрийских его владений. Франциск не жалел денег и обещаний для подкупа курфюрстов; за него хлопотал также и Папа Лев X, объявивший, что К., в качестве короля неаполитанского, не может быть императором. Но курфюрстов пугала перспектива иметь во главе Германии могущественного, властолюбивого Франциска, непосредственного ее соседа. Гораздо более удобным казался К.: характер и стремления его не успели еще определиться, а принадлежавшая ему Испания была далеко. Общественное мнение притом решительно высказывалось за Габсбурга. 28 июня курфюрсты единогласно выбрали К. Новое царствование совпало с началом Реформации. Сначала К. не придавал ей особенного значения и даже думал воспользоваться Лютером в своей политической игре с Папой; но уже на вормсском сейме (в начале 1 5 21 г.), первом под председательством нового императора, К. мог убедиться в том, какое значение имеет проповедь Лютера. Если бы во главе Реформации стал государь Германии, он легко мог бы овладеть движением, в значительной степени национальным, и при его помощи превратить Германию в цельное государство с сильной правительственной властью в центре. Но К. не был и не мог быть немецким государем. И по своему положению владетеля Испании, Нидерландов и Неаполя с Сицилией, и по личным своим взглядам К. был императором в средневековом смысле этого слова, т. е. считал себя руководителем мировой политики, светским главой христианского мира, защитником католической церкви. По настоянию К. вормсский сейм осудил Лютера и подверг его опале. Сам император надолго покинул Германию, поглощенный борьбою с Францией. Франциск не мог примириться с огромным могуществом К., "во владениях которого никогда не заходит солнце"; кроме того, он хотел вернуть своему родственнику южную часть Наваррского королевства, отнятую Фердинандом Католиком; наконец, еще не кончился спор между Францией и Испанией из-за Неаполя. С другой стороны, К. предъявлял притязания на Бургундию, в качестве наследника К. Смелого, и на захваченное Франциском Миланское герцогство, которое было леном герман. империи. Первая война была удачна для К., на стороне которого стояли Папа Адриан VI (1521-23), Венеция и англ. король Генрих VIII. В битве при Павии (1525) французы потерпели решительное поражение, и сам Франциск был взят в плен. В следующем году он подписал Мадридский договор, по которому обязывался отречься от своих притязаний на Милан, отдать Бургундию и не оказывать помощи врагам императора. Могущество К. стало возбуждать опасения Папы Климента VII (1523-34), который составил в 1527 г. против императора Священную лигу из Франции, Англии и нескольких мелких итальянских государств. Папа разрешил Франциска от данной им присяги, а парижский парламент объявил обещание уступить Бургундию незаконным и не подлежащим исполнению. Во время начавшейся таким образом второй войны императорские войска взяли Рим приступом и предали его разграблению; Папа должен был бежать. Кончилась война в 1529 г. так назыв. "дамским миром" в Камбрэ, по которому Франциск отказался от Милана, а К. ? от Бургундии. При свидании с Папой в Болонье К. торжественно принял от него ломбардскую и римскую короны (24 февр. 1530). Между тем Реформация успела выработаться в определенное учение и пустить глубокие корни в стране: на сторону Лютера стали 14 имперских городов и 5 князей, в том числе курфюрст саксонский и ландграф гессенский. Во главе регентства, управлявшего Германией в отсутствие императора, стоял Фердинанд Австрийский, брат К.; сделавшись с 1527 г. королем чешским и венгерским, он нуждался в помощи как католических, так и протестантских князей для защиты своих новых владений от турок, которые не раз опустошали Венгрию и даже подступали к стенам Вены. Весной 1530 г. К. явился на сейм в Аугсбург с твердым намерением покончить с ересью. Попытки соглашения были безуспешны; протестанты уехали с сейма, не дождавшись его окончания. Сейм постановил дать еретикам срок до весны будущего года; если же кто-нибудь из них и после этого будет упорствовать, то прибегнуть к силе. В ответ на это протестанты составили в 1531 г. Шмалькальденский союз. Все заставляло ждать от императора решительных действий, а между тем он их не предпринимал, имея достаточно оснований опасаться, что как только он начнет открытую борьбу с немецкими протестантами, Франциск не замедлит воспользоваться этим моментом для возобновления войны. Даже в Папе К. не мог быть вполне уверен. С В. угрожали турки, борьба с которыми была для христианского императора столь же важным делом, как и борьба с протестантами, и, кроме того, близко затрагивала интересы Габсбургского дома. Для открытой войны с еретиками нужны были притом средства, а К. не мог даже расплатиться со своими войсками в Италии. Католические князья Германии вовсе не были расположены способствовать усилению могущества К. в империи; к тому же и в их владения проникло новое учение, и можно было сомневаться в надежности войска, в составе которого оказалось бы немало явных и тайных протестантов. Главный оплот католичества в Германии представляла Бавария, но как раз в это время баварские герцоги были в ссоре с Фердинандом. Неудобно было открывать военные действия против протестантских князей и потому, что К. именно в это время хлопотал о признании Фердинанда римским королем. В 1532 г. был заключен в Нюрнберге религиозный мир, по которому обе стороны обещали оставить друг друга в покое в ожидании собора. О скорейшем созвании собора император стал усиленно ходатайствовать перед Папой, который вовсе не был склонен исполнить это желание, так как собор мог нанести существенный ущерб интересам папской власти. Климент VII стал сближаться с Франциском и выдал свою племянницу Екатерину Медичи за сына французского короля, Генриха. В 1535 г. умер миланский герцог Франческо Сфорца, и Франциск снова объявил свои притязания на Милан. Началась война, во время которой соперник К. вступил в союз с турками. Эта третья война между К. и Франциском окончилась в 1538 г. Ниццским перемирием, по которому оба государя остались при своих прежних владениях; посредником между ними явился новый Папа, Павел III (1534-49). В 1541 г. К. совершил неудачный поход в Алжир с целью разгромить варварийских пиратов (еще раньше, в 1535 г., он ходил на Тунис и разорил это разбойничье гнездо); Франциск решил воспользоваться этой неудачей и начал с императором четвертую войну (1542-1844), закончившуюся миром в Крепи: французские короли отказались наконец от своих притязаний на Миланское герцогство, и в Италии надолго утвердилось господство Габсбургов. Между тем Реформация в Германии продолжала усиливаться. К началу сороковых годов весь С. Германии был уже протестантским; на Ю. к числу последователей Лютера примкнули имперские города, герцог Вюртембергский и некоторые мелкие князья; новое учение стало проникать даже в Баварию и Австрию. Особенно опасным представлялся императору переход в протестантство архиепископа Кельнского Германна фон-Вида (см.); на стороне "ереси" оказывалось большинство курфюрстов (из семи ? четыре: саксонский, бранденбургский, пфальцграф Рейнский и архиеп. Кельнский). Из герцогства Клеве Реформация легко могла проникнуть и в нидерландские провинции К. Религиозная беседа на регенсбургском сейме 1541 г. не привела ни к чему, и К. стал готовиться к вооруженной борьбе с протестантами. Прежде всего он старался вырыть пропасть между протестантами и их естественной союзницей ? Францией. Ему удалось втянуть Шмалькальденский союз в четвертую войну с Франциском; окончив эту войну, он потребовал от Франциска клятвы ни в чем не оказывать поддержки еретикам. Чтобы обеспечить себе тыл с востока, К. поспешил заключить мир с турками; с Папой было достигнуто соглашение, по которому Павел II I обязался помогать императору в борьбе с еретиками; одного из главных католических князей, герцога Баварского, К. привлек на свою сторону обещанием сделать его курфюрстом пфальцским. Весьма искусно К. воспользовался рознью между протестантскими князьями и городами, а также враждой герцога саксонского Морица и курфюрста саксонского Иоанна-Фридриха. Предпринимая поход, К. уверял, что он направлен не против Реформации, а против некоторых непокорных князей. На сторону К. стали Мориц, город Нюрнберг и курфюрст Бранденбургский, заручившись обещанием, что новое учение останется в их владениях неприкосновенным по трем главным пунктам: об оправдании верой, о чаше и о браке священников. Между тем, уступая настояниям К., Папа собрал наконец Вселенский собор в Триенте (1545); но протестанты отказались подчиниться его решениям, требуя национального германского собора. В июне 1546 г. началась так назыв. Шмалькальденская война, из которой император вышел победителем. Воспользоваться победой ему мешало упорство Папы. Триентский собор, призванный решить участь немецкой Реформации устранением злоупотреблений из католич. церкви, оставил в ней все по-старому. Когда император сделал свои замечания на решения собора и потребовал, чтобы во всяком случае эти решения оставались в тайне, Папа не только обнародовал их, но, желая предоставить себе и своим приверженцам на соборе б о льшую свободу действий, перевел его в Болонью; вместе с тем он отозвал свои войска из императорской армии и вошел в сношения с Францией. Большинство членов собора переехало за Папой в Болонью, некоторые же, повинуясь приказанию императора, остались в Триенте. Тогда К. решил приступить к церковной реформе собственной властью: на сейме в Аугсбурге 15 мая 1548 г. было объявлено "временное положение" (интерим), которое должно было восстановить религиозное единство в Германии. Аугсбургский интерим (см.) заключал в себе все недостатки подобных соглашений; он не удовлетворял ни ту, ни другую сторону и всюду встретил сопротивление. Преемник Павла, преданный императору Юлий III (1549-55) снова перенес заседания собора в Триент (1 сент. 1551 г.), и среди членов этого собора появились немцы, представители как католич., так и протестантской партии. Как раз в это время обнаружилась непрочность положения К. в Германии. Разгромив Шмалькальденский союз, К. стал явно стремиться к утверждению сильной императорской власти в Германии и вместе с тем хлопотал о том, чтобы после Фердинанда импер. корона перешла к сыну К., Филиппу. В противодействии этому плану были заинтересованы не только вся Германия без различия вероисповеданий, но и другие европейские державы и сам Папа. Общим неудовольствием воспользовался Мориц Саксонский. С тех пор, как он под влиянием личных мотивов способствовал торжеству императора, протестанты видели в нем предателя, орудие гнета; в то же время К. вопреки обещанию, данному Морицу, подверг его тестя Филиппа Гессенского суровому заточению, и все ходатайства Морица и других князей оставались без последствий. Все это заставило Морица перейти на сторону врагов императора. Осенью 1551 г. был заключен договор с Францией, которой за поддержку протестантов были уступлены Туль, Мец, Верден и Камбрэ. К. не подозревал о заговоре до самого последнего времени и спокойно сидел в Инсбруке, откуда следил за ходом дел на Триентском соборе. Застигнутый врасплох, он едва успел убежать в Каринтию, во владения брата (весной 1552). Это был удар, от которого К. не мог уже оправиться: ему пришлось видеть полное крушение дела, которому он посвятил всю огромную энергию, отличавшую этого хилого на вид человека. На 52-м году жизни, измученный борьбой с бесчисленными препятствиями, он должен был убедиться в бесплодности всех своих усилий. Есть что-то трагическое в судьбе этого последнего средневекового императора. История давно уже обнаружила непримиримое противоречие между моментами национальным и всемирным, из которых складывалась средневековая империя, между интересами политическими и религиозными, которые причудливо переплетались в ней. К., стоя на рубеже новой исторической эпохи, пытался было еще раз слить их в одно целое и притом как раз в такое время, когда с особенной силой и резкостью обнаружилась противоположность разнородных элементов. Вся история его царствования представляет собой постоянную коллизию между религией и политикой, между национальными интересами Германии и международными отношениями тогдашнего мира. К. пал жертвой этой коллизии; изумительная энергия, недюжинный ум, тонкие дипломатические ходы, сложные комбинации ? все это не помешало К. потерпеть полную неудачу во всех своих предприятиях. Империя окончательно стала немецкой; самостоятельность князей продолжала развиваться в ущерб имперскому единству; Реформация неудержимо росла и крепла; католическая реакция (а не реформа, о которой мечтал К.) не восстановила единства зап.-европ. христианского мира. После бегства из Инсбрука император, видя невозможность продолжать борьбу, так как даже католические чины не откликнулись на его призыв, поручил своему брату Фердинанду уладить отношения с протестантами. Пассауский договор сделал им целый ряд существенных уступок, а религиозный мир на аугсбурском сейме (26 сентября 1555 г.) окончательно признал за ними право дальнейшего существования. Император не присутствовал на этом сейме: он решил добровольно уйти со сцены и на торжественном собрании в Брюсселе 25 октября 1555 г. передал своему сыну Филиппу управление Нидерландами, а через несколько месяцев ? и другими наследственными владениями. 7 сентября 1556 г. он сложил с себя и императорскую корону, после чего поселился в монастыре св. Юста, в Зап. Испании. Здесь он прожил еще два года, проводя большую часть времени в молитве и религиозных упражнениях; впрочем, он до самой смерти продолжал интересоваться государственными делами и оказывал на них некоторое влияние. Умер 21 сентября 1558 г. Ср. Baumgarten, "Geschichte Karls V" (т. 3); его же, "Karl V und die deutsche Reformation"; Maurenbrecher, "Karl V"; Кудрявцева "Карл V".

С. Моравский.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона.