Афанасий, имя духовных лиц в России: 1) А., до пострижения Андрей, митрополит всероссийский, протопоп московского Благовещенского собора. Был духовником царя Иоанна Грозного , в 1552 году сопровождал его в поход под Казань. Постригся в 1562 году, в 1564 году хиротонисан во епископа и избран на место скончавшегося митрополита Макария . А. получил от царя грамоту, в которой подтверждается, что все люди, живущие на монастырских землях, подлежат лишь патриаршему суду, исключая душегубства. В 1566 году А. по болезни добровольно оставил митрополию и поселился в Чудовом монастыре. - 2) А., Волховский или Вольховский (умер в 1776 году), епископ ростовский, воспитанник киевской духовной академии. Его труды: "Слово в пособии во всяком требовании нашем, и силе молитв угодников Божиих" (М., 1749); еще два слова, напечатанные в "Прибавлениях к Творениям св. отцов" за 1861 год. В рукописи остались "Богословские уроки" ("Systema theologiae coepta anno 1751"), составленные по идеям Феофана Прокоповича , и "Инструкция поповскому старосте", относящаяся к 1760 году. - 3) А., в миру Александр Васильевич Дроздов (1794 - 1876), архиепископ астраханский, магистр Московской духовной академии. Труды его: "Слово на день Вознесения Господня", рассуждение "Испытывайте духов, от Бога ли они" (оба напечатаны в "Опытах сочинений воспитанников Московской духовной академии", М., 1824) и "Исторические известия о костромском второклассном Богоявленском монастыре с XV по XIX век" (СПб., 1837). - 4) А., в миру Алексей Иванов (1746 - 1805), архиепископ екатеринославский, воспитанник московской славяно-греко-латинской академии, в которой был ректором. Ему принадлежат "Поучительные слова в разные торжественные дни и в другие праздники" (М., 1787). Остались в рукописи записки его по чтению Св. Писания, в которых славянский перевод поверялся с переводом греческим и с еврейским подлинником. - 5) А., в миру Анастасий Кондоиди (умер в 1737 году), епископ суздальский, родом грек. Вместе с Феофилактом Лопатинским трудился над исправлением славянского перевода Библии. Написал "Слово панегирическое" в честь ордена Андрея Первозванного (СПб., 1725) и панегирик Петру I (СПб., 1714). - 6) А., в миру Алексей Артемьевич Любимов (1641 - 1702), первый архиепископ холмогорский. Сибирский раскольник - из города Тюмени, Тобольской губернии - А. в молодых еще летах постригся в Далматовом монастыре (в нынешней Пермской губернии) и скоро достиг должности настоятеля. В бытность его по монастырским делам в Москве А. был замечен и вскоре назначен на вновь открывшуюся (в 1682 году) холмогорскую архиепископию. Принял деятельное участие в состязании с раскольниками в Грановитой палате (5 июля 1682 года). А. вступил с раскольниками в письменную полемику, составив книгу "Цвет духовный". Главным ее предметом служит опровержение раскольничьей челобитной, поданной царевне Софии в Грановитой палате. Доказательства, приводимые в "Цвете" в защиту православных обрядов, и до сих пор приводятся в полемике с расколом. "Книга о пресуществлении" (1688) служит памятником участия А. в полемике по вопросу о времени пресуществления, волновавшему русскую церковь в конце XVII века. А. выступает здесь противником Сильвестра Медведева и его партии (приверженцев латинского учения). "Щит веры" (1690) представляет сборник различных доводов в пользу православного взгляда на время пресуществления. Вопрос о принадлежности "Щита веры" А. (первой его редакции, один из списков которой описан, например, Строевым в "Библиологическом Словаре", изд. 1882 года, стр. 124 - 129), можно считать решенным с времени появления в печати "Жития и завещания патриарха Иоакима" (издание общества любителей древней письменности, 1879 год). - "Окружные послания" А. содержат в себе пастырские увещания. К сочинениям, вызванным интересами государственной жизни, относятся: "Описание трех путей из России в Швецию" и "Описание покушения шведов напасть на Архангельск" (в 1701 году). А. принадлежит еще "Шестоднев", толкование на первую главу книги Бытия. Из сочинений А. только одно было напечатано своевременно: "Цвет духовный". Остальные остались в рукописи и разбросаны по разным архивам. В позднейшее время "Книга о пресуществлении" напечатана в приложении к книге М. Сменцовского "Братья Лихуды" (СПб., 1899); "Окружное послание 1696 года" - в "Страннике" 1866 года, т. IV, в приложении к статье Р. Постникова: "А., первый архиепископ холмогорский и важеский"; подобное же послание духовенству холмогорской епархии напечатано в "Архангельских Епархиальных Ведомостях" 1900 года; часть сочинения "Описание трех путей" - в "Архангельских Губернских Ведомостях" 1854 года, ¦ 6 и 8; в полном виде - в приложении к книге В. Верюжского (1908). "Реестр из дохтурских наук" напечатан в книге профессора В. Флоринского : "Русские простонародные травники и лечебники" (Казань, 1879); "Описание покушения шведов напасть на Архангельск" напечатано в книге: "О высочайших пришествиях... на Двину" (М., 1783). - Ср. В. Верюжский, "А., архиепископ холмогорский" (СПб., 1908). - 7) А., в миру Александр Федорович Протопопов (родился в 1783 или 1785 году, умер в 1842 году), архиепископ тобольский, магистр Санкт-Петербургской духовной академии. Из его сочинений напечатаны лишь четыре проповеди: две - в "Опытах" упражнений воспитанников второго курса с.-петербургской академии (СПб., 1817) и две в "Христианском Чтении" (1829 год).
Значение АФАНАСИЙ (ИМЯ ДУХОВНЫХ ЛИЦ В РОССИИ) в Краткой биографической энциклопедии
Что такое АФАНАСИЙ (ИМЯ ДУХОВНЫХ ЛИЦ В РОССИИ)
Краткая биографическая энциклопедия . 2012