— в библейском смысле не только название, но сущность и значение именуемого (Быт.17:5,15; 1Пар.22:9; Иер.20:3; Деян.13:8; Фил.2:9-10; Евр.1:4; Евр.7:2). Теперь имя человеку и предметам зачастую дается как метка, знак, с целью отличить их от других без учета значения того слова, которое становится именем (в этом смысле можно было бы присваивать, напр. , и просто номера), но совсем не так было в древности (и особенно в еврейском языке). И это очень важно для правильного понимания Священного Писания. Тогда имя выбиралось не по красоте звучания, но всегда было характеристикой человека или предмета, напр. :
Авраам (отец множества),
Бенони (сын скорби),
Вениамин (сын счастья),
Галгал (колесо, круг),
Иаков (держащий за пяту),
Исав (волосатый),
Мессия (Помазанный),
Мицпа (наблюдение),
Моисей (спасенный из воды),
Рама (высота) и т.д.
В этом же смысле Адам «дал имена» всем животным — охарактеризовал их (Быт.2:20).
Иногда имя выражало ожидание или каким-то образом предопределяло судьбу (но, возм. , было дано позже?), напр. :
Гаал (непринятие, бунт),
Гедеон (срубающий),
Гоморра (потопление, погружение),
Давид (возлюбленный),
Дина (суд),
Евтих (удачливый),
Иаков (вытесняющий, выживающий),
Идифун (восхваляющий),
Исаак (он будет смеяться),
Ханаан (подвластный) и т.д.
Именно в этом характеристичном и судьбоносном смысле Иаков обратился к Ангелу Божию: «Скажи имя Твое» (Быт.32:29, ср. Суд.13:17); также и мы, когда говорим «Во имя Отца, и Сына, и Духа Святого», имеем в виду не название Бога, а Его значение для нас, Его полноту ( ср. Иоан.3:18).
Поскольку имя в древнем еврейском языке несло характеристику, значение именуемого, оно зачастую является единственным ключом для понимания многих событий. Не случайно, поэтому, что при переводе Священного Писания, многие характеристики людей и местностей переведены как имена собственные ( напр. , см. следующие):
Авимелех ,а | Манахаф ,а |
Амелсар | Мени |
Апарсы | Менуха |
Асир ,г | Меонним |
Асор ,в | Мефег-Гаама |
Афарим | Мизгав |