Значение ШЕЛЕР МАКС в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ШЕЛЕР МАКС

(Scheler) Макс (22. 8 . 1874, Мюнхен, - 19 . 5 . 1928, Франкфурт-на-Майне), немецкий философ-идеалист, один из основоположников аксиологии (см. Ценностей теория ), социологии познания и философской антропологии как самостоятельных дисциплин. Профессор в Кельне (1919-28). Испытал значительное влияние философии жизни и феноменологии Э. Гуссерля, с сер. 1910-х гг. обратился к католической религиозной философии ('О вечном в человеке', 1921, и др.), в дальнейшем эволюционировал к персоналистической метафизике пантеистического типа.

Для Ш. характерно острое ощущение кризиса европейской культуры, источник которого он видел в торжестве буржуазного духа с его культом выгоды и расчёта. Отвергая социализм, который он рассматривал как 'конденсированную форму' того же утилитаризма буржуазного духа, Ш. в своей этической системе возлагал надежды на 'третий путь' - пробуждение чувства ценности в сознании индивида. Ставя задачей преодолеть с помощью феноменологического метода абстрактность и формализм кантовской этики, Ш. попытался построить иерархию объективных ценностей ('Формализм в этике и материальная этика ценностей', т. 1-2, 1913-16) и ввёл различие между абсолютными ценностями и 'эмпирическими переменными': относительны, по Ш., не ценности как таковые, а исторические формы их существования. Опираясь на Августина и Паскаля, Ш. противопоставил логике интеллекта логику чувства, истолковывавшегося им как интенциональный (см. Интенция ) акт, с помощью которого осуществляется познание ценности. Любовь, согласно Ш., - это акт восхождения, сопровождающийся мгновенным прозрением высшей ценности объекта; специфика любви в том, что она может быть направлена лишь на личность как носителя ценности, но не на ценность как таковую ('Сущность и формы симпатии', 1923). В работах по социологии познания ('Формы знания и общество', 1926) Ш. рассматривал многообразие социальных норм и оценок как следствие многообразия исторических условий, препятствующих или способствующих осуществлению различных 'жизненных', 'духовных' и религиозных ценностей. Характерный для Ш. дуализм мира ценностей как идеальных заданий и наличного реального бытия достигает особой остроты в его незавершённой работе по философской антропологии ('О месте человека в космосе', 1928), где могущественный, но слепой жизненный 'порыв' и всепостигающий, но бессильный дух выступают как основные принципы человеческого бытия. Ш. оказал большое влияние на последующее развитие идеалистической философии, став своего рода связующим звеном между философией жизни и экзистенциализмом .

Соч: Gesammelte Werke, 5 Aufl., Bd 1-13, Bern, 1954-66; Gesammelte Werke, Bd 1 - Fruhe Schriften, hrsg. v. M. Scheler und M. S. Frings, Bern-Munch., 1971.

Лит.: История философии, т. 5, M., 1961, с. 499-500; Dupuy M., La philosophie de M. Scheler, v. 1-2, P., 1959; M. Scheler. Bibliographie, hrsg. v. W. Hartmann, Stuttg.- Bad Cannstatt, 1963; Frings M. S., M. Scheler, Pittsburgh, 1965.

Д. Н. Ляликов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.