Значение ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

антропология, в широком смысле v учение о природе (сущности) человека (см. Человек ) ; в узком v течение в зап.-европейской, преимущественно нем., философии 1-й половины 20 в., исходившее из идей идеалистической философии жизни (В. Дильтей ) , феноменологии Э. Гуссерля и др. и стремившееся к воссозданию целостного понятия о человеке путём использования и истолкования данных различных наук v биологии, психологии, этнологии, социологии и т.д. Начало Ф. а. связано с появлением работ М. Шелера 'Положение человека в космосе' (1928) и Х. Плеснера 'Ступени органического и человек' (1928), в центре внимания которых v специфическое отличие в способе существования человека и животных. Это отличие Шелер видит в способности человека отрешиться от давления биологических потребностей, в 'дистанции' его по отношению к окружающей среде. Принципом существования человека Шелер считает внежизненный 'дух', тормозящий и сублимирующий органические влечения. Плеснер определяет специфику человека как 'эксцентричность', постоянный выход его из непосредственности существования, при этом 'эксцентрическое' положение человека определяет не какой-либо один высший 'слой' его существа, а всю его организацию, начиная от низших вегетативных уровней. А. Гелен, развивая ряд идей Шелера, усматривает отличие человека от животных уже в элементарных комбинациях восприятия и движения. Источник человеческой деятельности Гелен видит в биологической 'недостаточности' человека (несовершенство его органов сравнительно с высокоспециализированным органами животных, редукция инстинктов, вообще конституционная неопределённость человека как предпосылка его пластичности). В отличие от животных, человек открыт восприятиям, не имеющим врождённой сигнальной функции. Эта большая свобода и связанная с ней переполненность человеческого восприятия неспецифическими раздражениями требует их 'разгрузки', достигаемой путём их символической переработки, которая завершается в языке. Освобождение человека от давления инстинктов основывается на разрыве между действием и побуждением; человек, по Гелену, это 'культивируемое' существо. Близка идеям Гелена концепция 'культурной антропологии' Э. Ротхаккера: человек рассматривается представителями этого направления Ф. а. как существо, определяемое культурой, как 'создатель и создание культуры' (М. Ландман). Если Шелер и его ученики (Х. Хенгстенберг, Ф. И. фон Ринтелен) сохраняют в истолковании человека понятия традиционной идеалистической метафизики (дух, вечность), то др. представители Ф. а., в значительной мере под влиянием феноменологии Гуссерля, склоняются к беспредпосылочному, по существу позитивистскому, описанию специфики человека.

В целом для развития Ф. а. после 2-й мировой войны 1939v45 характерно сложное взаимодействие её с экзистенциализмом , прагматизмом , глубинной психологией , структурализмом . Имеются также попытки эклектического сочетания антропологического подхода с принципами марксизма (Ж. П. Сартр и др.), ревизионистской интерпретации марксизма в духе антропологизма.

Лит.: Корнеев П. В., Современная философская антропология, [М.], 1967; Буржуазная философия XX века, М., 1974.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.