, широкий круг знаний, охватывающий все разделы духовной культуры, в центре которого находится человек. Ч. отвечает на вопросы о том, что такое человек (в чём его сущность, или природа), как он взаимосвязан с окружающим миром, в чём смысл его существования (см. Смысл жизни ), каким он должен быть, каким способом он может стать лучше. Т.е. под Ч. понимается то содержание духовной культуры, которое служит удовлетворению потребности людей в самопознании и самосовершенствовании. Знания о человеке могут быть научные, философские, религиозные, фольклорные, мифологические, художественные, житейские и "паранаучные" (хиромантия, френология, астрология, графология, физиогномика, парапсихология). Первым шагом человека в познании себя было создание мифов. Самыми распространёнными среди них были антропогонические мифы, рассказывающие о происхождении человека. Данные археологии, этнографии, мифологии, фольклористики и лингвистики подтверждают наличие уже у первобытного человека сложной системы верований, обычаев и обрядов, в основе которых лежит идея о соединении в человеке двух различных начал - души и тела. Человек является одним из важнейших объектов религиозных учений. Для мн. поколений верующих иудеев и христиан Библия служила практически единственным руководством по Ч. В систематическом и истолкованном виде эти же знания представлены в религиозной (теологической) антропологии. Вопросы нравственного совершенствования человека присутствуют в самых разных религиозных системах (индуизм, буддизм, христианство и др.). Систематизацией подобных способов занимается аскетическое богословие (аскетика; см. Аскетизм ). Человек во всём многообразии его деятельности занимает центральное место в художественном творчестве, особенно в литературном. Различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения обобщает педагогическая антропология. Интерес к человеку обнаруживается уже в древнегреческой философии. Однако первым наиболее ясно поставил задачу системы Ч. как мировоззрения И. Кант. В его "Антропологии с прагматической точки зрения" (1798) содержится важная мысль, что назначение культуры состоит в том, чтобы сделать человека своим гл. предметом познания и приложения знания и навыков. Немецкий философ-идеалист М. Шелер (1874-1928) основал направление философской антропологии. Её представители стремились соединить собственную философскую традицию учений о человеке с важнейшими результатами научного изучения человека, предполагая построить целостный образ человека. Науки о человеке принято подразделять на естественные и гуманитарные. К гуманитарным наукам традиционно относят науки, изучающие человека в сфере его умственной, нравственной и общественной деятельности: филология, история, социология, этнология, искусствознание, мифология, педагогика, криминология, правоведение, политология, психология и др. Достаточно сложно проводить границу между науками о человеке и обществе. Оба направления научного знания объединяются термином "социальные науки". В социальные науки также включают демографию, криминологию, географию и др. С идеей преодоления раздробленности наук о человеке в 1960-е гг. выступил Б.Г. Ананьев, который призывал к объединению чуть ли не всех наук вокруг проблемы человека, отводя центральное место психологии. Другой подход к интеграции научного Ч. разрабатывался Г.П. Щедровицким. В его концепции соблюдается принцип равноправия наук, хотя задача интеграции ставится по отношению не к массивам знания, создаваемым каждой наукой, а к трём "полярным представлениям" человека: как функционального элемента социальной системы, как свободной и суверенной личности, как организма.
Значение слова ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ в Педагогическом энциклопедическом словаре
Что такое ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЕ
Педагогический энциклопедический словарь. 2012