Гольбейн (Holbein), семья немецких живописцев и графиков 15-16 вв.
Ханс Х. Старший (около 1465, Аугсбург, - 1524, Изенхейм, ныне предместье Гебвиллера, Эльзас, Франция) работал в Аугсбурге, Ульме (1494), Франкфурте-на-Майне (1501) и в Изен-хеймс. В ранних и зрелых произведениях мастера (алтари: девы Марии, 1493, собор в Аугсбурге; св. Екатерины, 1512, Городская галерея, Аугсбург) преобладает стилистика позднеготической живописи; им свойственны экспрессивные динамичные композиционные построения, чаще всего - резкие цветовые соотношения. С конца 1500-х гг. в его произведениях (алтарь св. Себастьяна, 1515-16, Старая пинакотека, Мюнхен) появляются отдельные заимствования из современного ему итальянского искусства (преимущественно архитектурно-декоративные мотивы), нередко сочетающиеся с попытками освоить его формально-художественные средства. Интерес мастера к человеческой индивидуальности особенно ярко отразился в портретных зарисовках (серебряный карандаш, перо).
Ханс Х. Младший (около 1497-1498, Аугсбург, - между 7.10 и 29.11.1543, Лондон), сын Ханса Х. Старшего. Учился у отца. В 1515-26 работал в Базеле, создавая религиозные композиции (отмеченная строгой объективностью подхода в трактовке религиозной темы картина 'Мёртвый Христос', 1521, Публичное художественное собрание, Базель; классически уравновешенный образ 'Мадонна бургомистра Мейера', 1525-26, Дворцовый музей, Дармштадт), портреты, подчёркивающие в образах бюргеров черты внутреннего достоинства и энергии, а в образах гуманистов - черты сдержанной духовной силы ('Эразм Роттердамский', 1523, Лувр, Париж, и др.), живописно-декоративные произведения (фрески 'Дома танца' в Базеле, не сохранились), графические работы (портретные рисунки, книжная графика, в том числе Иллюстрации к 'Похвале глупости' Эразма Роттердамского, рисунки пером, 1515, Публичное художественное собрание, Базель). В 1524-26 исполнил серию рисунков 'Образы смерти' (известна под название 'Пляска смерти', изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера), представляющих аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. В 1526 уехал в Англию с рекомендательным письмом Эразма к английским гуманистам. В исполненных здесь портретах ('Астроном Николас Кратцер' и др.) Ханс Х. Младший достиг необычайной меткости социальных и психологических характеристик, особенно в портретном рисунке ('Т. Мор', серебряный карандаш, уголь, сангина, 1527, Виндзорский замок и др.). В 1528-32 - снова в Базеле, где создал рисунки к Библии (изданы в 1538 в гравюрах на дереве Х. Лютцельбургера, см. илл. ). В 1532 возвратился в Англию (с 1536 придворный художник короля Генриха VIII), где написал ряд выдающихся живописных портретов: немецкого купца Г. Гисце (1532, Картинная галерея, Берлин- Даллем), французского посла Ш. Моретта (около 1534-35, Дрезденская картинная галерея), английской королевы Джейн Сеймур (1536, Художественно-исторический музей, Вена) и др.; выполнил несколько живописно-декоративных работ (росписи 'Стального двора' в Лондоне, 1541-43, не сохранились, и др.). В историю искусства Ханс Х. Младший вошёл главным образом как автор портретов, знаменующих одну из вершин художественной культуры Возрождения.
Лит.: [Немилов А.], Г. Гольбейн Младший. [Альбом], М. - Л.. 1962; Либман М. Я., Дюрер и его эпоха, М., 1972, с. 173-87; Schmid H. A., Hans Holbein der Jungere..., Bd 1-3, Basel, 1945-48; Pinder W., Vom Wesen und Werden deutschen Formen, Bd 4 - Holbein der Jungere und das Ende der altdeutschen Kunst, Koln, [1951]; Lieb N., Stange A., Hans Holbein der Altere, [B.], 1960.