Значение слова ВОЗРОЖДЕНИЕ в Энциклопедическом словарике

ВОЗРОЖДЕНИЕ

(Ренессанс), эпоха в идейном и культурном развитии ряда стран

Западной и Центральной, а также Восточной Европы. Основные отличительные

черты культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение,

обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его

(отсюда название). Культура Возрождения обладает специфическими особенностями

переходной эпохи от средних веков к новому времени, в которой старое и новое,

переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый стиль. Вопрос о

хронологических границах Возрождения (в Италии, где Возрождение

подразделяется на Раннее, Высокое и Позднее, - 14 - 16 веков, в других

странах - 15 - 17 веков), его территориальное распространение и национальные

особенности дискутируется в современной науке. Переломное значение эпохи

особенно ярко проявилось в архитектуре и образовании, искусстве. Для деятелей

Возрождения характерны стремление к реалистическому познанию мира и человека,

вера в творческие возможности и силу разума, утверждение красоты и гармонии

действительности, обращение к человеку как высшему началу бытия,

представление о стройной закономерности мироздания. В архитектуре ведущую

роль заняли: новые церковные (центрические) здания, общественные сооружения,

дворцы, величественно-ясные, гармоничные по пропорциям и соразмерные человеку

(Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Д. Браманте и другие в Италии, П. Леско и

другие во Франции). В живописи и скульптуре (Мазаччо, Донателло, Пьеро делла

Франческа, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан и другие в Италии,

Ян ван Эйк, П. Брейгель в Нидерландах, А. Дюрер, М. Грюневальд, Х. Хольбейн

Младший и другие в Германии, Ж. Фуке, Ж. Гужон и другие во Франции) воплощены

героические представления о человеке (нередко с трагическим оттенком),

освоены методы убедительного воплощения пространства, света, анатомически

правильно построенной человеческой фигуры, интерьера, пейзажа. Литература

Возрождения создала такие памятники непреходящей ценности, как "Гаргантюа и

Пантагрюэль" (1533 - 52) Ф. Рабле, драмы У. Шекспира, роман "Дон Кихот" (1605

- 15) М. Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к

античности с обращением к народной культуре, пафос комического с трагизмом

бытия. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, героическая поэма Л. Ариосто,

философский трактат Эразма Роттердамского "Похвала Глупости" (1511), эссе М.

Монтеня в разных жанрах, индивидуальных формах и национальных вариантах

воплотили идеи Возрождения. В музыке, проникающейся гуманистическим

мироощущением, развивались вокальная и инструментальная полифония, жанры

светской вокальной (фроттола и вилланелла в Италии, шансон во Франции,

вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инструментальной музыки

эпоха завершается появлением новых академических музыкальных жанров - сольной

песни, кантаты, оратории и оперы. В эпоху Возрождения распространились

философские идеи неоплатонизма (М. Фичино и др.) и пантеизма (Дж. Бруно и др.

), были сделаны выдающиеся открытия в области географии (смотри Великие

географические открытия), астрономии (разработка Н. Коперником

гелиоцентрической системы мира), анатомии (А. Везалий) и других наук.

Энциклопедический словарик.