Значение слова ВОЗРОЖДЕНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре

ВОЗРОЖДЕНИЕ

ВОЗРОЖД́ЕНИЕ (Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Центр. Европы (в Италии 14-16 вв., в др. странах кон. 15-16 вв.), переходный от ср.-век. культуры к культуре нового времени. Отличит. черты культуры В.: светский характер, гуманистич. мировоззрение (см. Гуманизм ), обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда назв.). В. возникло и ярче всего проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 вв. (см. Проторенессанс ) его провозвестниками выступили поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей В. проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистич. этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и др.). Пафос утверждения идеала гармонич., раскрепощённой творч. личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высш. началу бытия, ощущение цельности и стройной закономерности мироздания придают иск-ву В. большую идейную значительность, величеств. героич. масштаб. В архитектуре более значит. роль стали играть светские сооружения - обществ. здания, дворцы, гор. дома. Используя ордерное членение стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, Д. Браманте, А. Палладио в Италии, П. Леско, Ф. Делорм во Франции) придали своим постройкам величеств. ясность, гармоничность и соразмерность человеку. Художники (Донателло, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, А. Мантенья, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, А. Веронезе, Якопо Тинторетто в Италии; Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, П. Брейгель в Нидерландах; А. Дюрер, М. Нитхардт, Х. Хольбейн в Германии; Ж. Фуке, Ж. Гужон, Ж. Клуэ Младший во Франции) последовательно овладевали худ. отражением всего богатства натуры - передачей объёма, пространства, света, изображением человеческой фигуры (в т.ч. обнажённой) и реальной среды - интерьера, пейзажа. Лит-ра В. создала такие пам. непреходящей ценности, как "Гаргантюа и Пантагрюэль" (1533-52) Ф. Рабле, драмы У. Шекспира, ром. "Дон Кихот" (1605-15) М. де Сервантеса и др., органически соединившие в себе интерес к античности с обращением к нар. культуре, пафос комического с трагизмом бытия. Сонеты Ф. Петрарки, новеллы Дж. Боккаччо, героич. поэма ("Неистовый Роланд" Л. Ариосто, 1516-32), филос. гротеск (трактат Эразма Роттердамского "Похвала Глупости", 1511), эссе М. де Монтеня в разных жанрах, индивид. формах и нац. вариантах воплотили идеи В. В музыке, проникнутой гуманистич. мироощущением, развивается вок. и инстр. полифония , появляются новые жанры светской вок. (фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал) и инстр. музыки; эпоха завершается появлением таких муз. жанров, как сольная песня, кантата, оратория и опера, способствовавших утверждению гомофонии . В эпоху В. распространились филос. идеи неоплатонизма (М. Фичино) и пантеизма (Ф. Патрици, Дж. Бруно и др.), были сделаны выдающиеся науч. открытия в области географии ( Великие географические открытия ), астрономии (разработка Н. Коперником гелиоцентрич. системы мира), анатомии (Везалий).

Возрождение. 1. Часовня Темпьетто в Риме. 1502. Арх. Д. Браманте. 2. А. Верроккьо. Памятник кондотьеру Б. Коллеони в Венеции. 1479-88. 3. Микеланджело. Гробница Л. Медичи во Флоренции. 1520-34.

Большой российский энциклопедический словарь.