Александрийский (Philon Alexandreus) (21 или 28 до н. э., Александрия, v 41 или 49 н. э., там же), иудейско-эллинистический философ. В основе философии Ф. лежат два принципа v абсолютная трансцендентность бога и стоическо-платоническое учение об идеях. Божество Ф. v выше платоновских единого и блага и является истинно сущим, о котором человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. В связи со стоическо-платонической концепцией эманации Ф. учил о логосе как самом высоком и совершенном творении бога, благодаря которому бог творит сначала существа, более близкие к себе v ангелов, а потом мир вещей и человека. Ф. выдвинул теорию экстатическое восхождения к богу. Идеи Ф. в ряде моментов отличались от христианских, но в целом были близки им и обеспечили Ф. популярность в патристике .
Соч.: Opera quae supersunt, ed. J. Cohnet P. Wendland, Bd 1v7, В., 1962v63; в рус. пер. v О жизни созерцательной, в кн.: Смирнов Н. Т., Терапевты и соч. Филона Иудея 'О жизни созерцательной'. К., 1909.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 307v08; Трубецкой С. Н., Учение о Логосе в его истории, М., 1906, с. 77v165; Иваницкий Ф. В., Филон Александрийский, Жизнь и обзор литературной деятельности. К., 1911; История философии, т. 1, М., 1940; Wolfson Н. A., Philo, 2 ed., v. 1v2, Camb. (Mass.), 1948; Brehier E., Les idees philosophiques et religieuses de Philon d'Alexandrie, 3 ed., P., 1950; Heinemann J., Philons griechische und judische Bildung, Hildesheim, 1962.
А. Ф. Лосев.