Значение АЛЕКСАНДРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ в Православной энциклопедии Древо

АЛЕКСАНДРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Александрия Египетская (греч. ̓Αλεξάνδρεια, араб./тур. Искандеры, Скандеры) - центр Александрийской Православной Церкви , второй по величине город Арабской Республики Египет [1] , крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в западной части дельты Нила. В 1990-е годы площадь города составляла ок. 65 кв. км. (без пригородов), население - ок. 3,6 млн. человек.

История

Александрия была основана Александром Великим в 331 - 332 году до Р. Х. после завоевания им Египта и названна в его честь. История ее появления изложена в многочисленных и часто противоречивых свидетельствах из разных античных источников. По одной из легенд Александр начертил план нового города, насыпав основные линии зерном, поскольку у него под рукой не оказалось мела. Некоторые авторы упоминают стаи птиц, которые слетелись к ногам великого полководца и склевали зерно. Спутники Александра истолковали это как хороший знак: новый город будет процветать и кормить многие народы. По сведениям Псевдо-Каллисфена, на территории будущего города располагалось 16 египетских деревень, из которых значительным было лишь поселение Ракоте или Ракоти (коптско-саидский rakote, бохайрский rako+ - "основанное богом Ра "), где уже при фараонах Саисской династии (VII-VI вв. до Р. Х.) селились греки . Впоследствии это имя носил один из кварталов (греч. ῾Ρακῶτις), а египтяне называли так сам город.

Александрия стала форпостом, выполнявшим функции связующего звена между отдельными частями державы Александра. После смерти Александра (тело которого, по одной из легенд, было перевезено в Александрию) город стал столицей эллинистического государства Птолемеев в 305 - 330 годах до Р. Х. и вскоре превратился в крупнейший религиозный, культурный и экономический центр Средиземноморья. Алексндрия поддерживала тесные связи с Малой Азией , Палестиной , Аравией , Грецией , островами Эгейского моря, Карфагеном , Сицилией и Римом . Она стала полиэтничным торговым центром и средоточием чудес света.

Религиозная жизнь города в эллинистическую и раннехристианскую эпохи была очень пестрой: здесь процветали местные культы Сараписа и Исиды , многочисленные египетские языческие боги были отождествлены с греческими. Через Александрию восточные культы стали распространяться по Средиземноморью. Являясь практически единственным крупным городом в Египте, Александрия была оторвана от жизни долины Нила. Формально город обладал самоуправлением, которое осуществляли основанный Александром и вскоре упраздненный совет ( буле ) и организованное по афинскому образцу народное собрание ( экклесия ); главным должностным лицом являлся гимнасиарх, выступавший в качестве представителя народа. Однако реально столица Птолемеев не обладала автономией от царской власти, устроенной по образцу восточных монархий.

Александрия была наиболее космополитическим городом эллинистического Востока. Ее население составляли несколько групп: потомки коренных жителей, переселенцы из Канопа , греки и македоняне , евреи , а со II веке до Р. Х. - римляне и италийцы . В первые века по Родждестве Христовом в особую группу выделились принявшие Христианство египтяне - копты . На рубеже эр население Александрии быстро росло: если в начале I века до Р. Х. оно составляло 300 тысяч, то уже через 100 лет достигало, по некоторым оценкам, 1 миллиона. В городе часто происходили беспорядки и столкновения, в ряде случаев носившие антииудейский характер, поскольку евреи составляли привилегированную часть городской общины. Они поселились в Александрии сразу после основания города и занимали один, а позднее 2 из 5 кварталов города. Главным из них был квартал «Ϫ», расположенный в северо-восточной части города рядом с царским дворцом [2] . Несмотря на возможность жить по своим обычаям в отдельных городских кварталах, александрийские евреи были сильно эллинизированы. Представители высших сословий получали хорошее греческое образование. В ответ на появление в 1-й половине III века до Р. Х. в Александрии грекоязычных антиеврейских сочинений еврейская община города создает собственную литературу на греческом языке, предназначавшуюся для всего эллинистического мира и стремившуюся доказать древность и ценность еврейской истории и религии. По масштабу и распространению эта литература соперничала в античном мире с современной ей собственно греческой. Главным ее достижением был перевод на греческий язык Ветхого Завета - создание Септуагинты в 1-й половине - середина III века до Р. Х., в честь которого александрийские евреи установили особый праздник. Богослужение в местных синагогах также совершалось по-гречески. Другими важнейшими направлениями еврейской литературы на греческом языке являлись: составление текстов, примыкающих к канону ( 2-я и 3-я книги Маккавейские, Книга Премудрости Соломона ); художественное, в том числе драматургическое переложение ветхозаветных сюжетов (Езехиэль, рубеж III и II вв. до Р. Х.; «Иосиф и Асенеф», II-I вв. до Р. Х.); изложение еврейской истории ( Филон Старший , ок. 300 до Р. Х.; Деметрий, кон. III в. до Р. Х.; Феодот и Евполем в сер. II в. до Р. Х.); идейно-философское самоопределение по отношению к греческой культуре - в этой области подходы варьировались от доказательств безусловного хронологического и содержательного приоритета еврейского мировоззрения перед греческим (Аристовул, ок. 100 до Р. Х.) до попыток доказать внутреннее единство и добиться синтеза иудаизма с эллинизмом ( Филон Александрийский , ок. 30 до Р. Х.- 40 по Р. Х.). Не оказав заметного влияния на греков, грекоязычная литература александрийских евреев, использовавшая помимо языка многие приемы и элементы греческой литературы и науки, все больше предназначалась для самих евреев, оказываясь средством их частичной эллинизации. Это вызывало оппозицию со стороны консервативно и антигречески настроенных представителей общин.

Достаточно замкнутая, несмотря на эллинизацию, иудейская община, преуспевавшая в экономическом плане, оказывала существенное влияние на ход политических дел в Александрии. К началу римского господства в Египте в 30 году до Р. Х. александрийские евреи являлись крупнейшей общиной диаспоры, составляя около трети почти миллионного населения города и располагая не менее чем 13 синагогами. Среди александрийцев были распространены антиримские настроения, и евреи, сотрудничавшие с римлянами и получившие от них привилегии, стали предметом ненависти плебса. В 38 году произошло наиболее крупное этническое столкновение, вызванное требованиями евреев предоставить им полные права гражданства. При попустительстве римского наместника еврейский квартал был разгромлен. Погромы александрийских евреев при Траяне и при Адриане изменили общее положение общины в Александрии, значительно ее ослабив. Последнее гонение имело место в 215 году, после чего большинство евреев окончательно покинуло город.

В Александрии был организован крупнейший научный центр эллинистического мира - Мусейон (греч. Μουσεῖον - "место пребывания Муз"), где вели исследования в различных областях науки (филологии, астрономии, географии, математики, ботаники, зоологии и медицины) и писали свои труды основатель александрийской школы грамматиков Каллимах и поэт Феокрит ; механик и изобретатель Архимед ; математики Евклид и Аполлоний из Перги ; архитектор Александрийского маяка Сострат из Книда ; основатель географии Эратосфен из Кирены ; создатель гелиоцентрической системы Аристарх Самосский ; философ-стоик Посидоний Апамейский ; Эрасистрат из Кеоса , разработавший основы физиологии, и многие другие. При императоре Марке Аврелии (161-180) Мусейон был разрушен, и вплоть до конца IV века научные исследования велись при храме Сараписа (Серапейон, Сарапеум) . В Александрии располагалась крупнейшая библиотека античности , созданная по инициативе философа и государственного деятеля Деметрия Фалерского , в которой к I веку до Р. Х. хранилось около 700 тысяч рукописных томов. Филологи, трудившиеся в библиотеке, впервые стали применять критику текстов и оформили «александрийский канон» - список классических книг античности. Во время пожара 47 года до Р. Х. библиотека сгорела и большая часть рукописей погибла; поздее библиотека помещалась в Серапейоне (Сарапеуме) и была окончательно уничтожена с его разрушением в 391 году.

В I веке до Р. Х. Александрия стала ареной гражданских войн в поздней Римской республике . В 47 году до Р. Х. здесь был убит Гней Помпей , бежавший от Цезаря ; последний вернул власть египетской царице Клеопатре VII , одержав победу в Александрийской гавани (именно тогда устроенный Цезарем пожар флота перекинулся на городские кварталы, погубив знаменитую библиотеку). В 31 году до Р. Х. потерпевшие поражение от Октавиана в морском сражении у мыса Акций Марк Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством, и 4 августа 30 года до Р. Х. в Александрию вошли римские войска. Египет был объявлен римской провинцией, что считается завершением эллинистической эпохи. В римское время Александрия, уступавшая по значению только самому Риму , играла важную роль как морские ворота Египта - хлебной житницы Римской империи . Императоры заботились о процветании города, где тем не менее всегда господствовал оппозиционный дух. Посетивший город император Каракалла (211-217), раздраженный намеками жителей на убийство им собственного брата, устроил в городе массовые казни и ввел легионы. С III века начинается постепенный упадок Александрии. После смерти императора Декия в 251 году александрийцы выдвинули своего кандидата на римский престол - Емилиана. В 270 году император Аврелиан за поддержку жителями Александрии пальмирской царицы Зиновии велел срыть городские стены. В IV веке Александрия, бывшая крупнейшим городом Восточной Римской империи , стала ареной борьбы между православными и арианами . Позднее в результате соперничества Александрии с быстро растущей новой столицей - (Константинополь=Константинополем)) - в ней еще более возросли антиимперские настроения, что способствовало поддержке ереси монофизитства со стороны значительной части населения Александрии.

В 641 году после 14-месячной осады Александрию захватили арабы во главе с военачальником Амром. С VII века стала сворачиваться внешняя торговля города, кроме связей с Индией , поддерживавшихся венецианскими купцами. После основания Каира в 969 году Александрия окончательно утратила ведущую роль в Восточном Средиземноморье.

В 1517 году город был взят турками . К концу XVIII века он насчитывал около 6 тыс. челеловек. В 1798 году Александрия была завоевана французами . Лишь в начале XIX века при Мухаммеде Али наметилось возрождение города. Мухаммед Али вновь соединил Александрию с Нилом при помощи канала Махмудия и построил там свою резиденцию. В 1882 году в Александрии вспыхнуло восстание под предводительством Араби-паши против засилья европейцев, в ответ на которое английские войска подвергли город бомбардировке и захватили его. Так Александрия превратилась в британский колониальный порт. В 1946 году английские войска были выведены из ставшего независимым Египта .

Топография и археология

План Александрии, разработанный архитектором Дейнократом по системе Гипподама , был основан на прямоугольной сети улиц. 2 осевые и очень широкие (более 30 м.) улицы с колоннадами по сторонам перекрещивались с многочисленными мелкими улицами. Древний город был окружен стенами. О размерах Александрии позволяют судить сведения Страбона , посетившего Египет в 25 - 24 году до Р. Х. вместе с префектом Египта Элием Галлом [3] : 30 стадиев (5,3 км) в длину, от 7 до 8 стадиев (1,2-1,4 км) в ширину. Город делился на 5 районов (климатов), обозначавшихся первыми 5 буквами греческого алфавита: Α, Β, Γ, Ϫ, Ε. При императоре Адриане (117-138) город увеличился еще на один район, названный в честь императора - Адрианов. Описание Александрии римского времени, сделанное после 117 и до 272 года, сохранилось в хронике Михаила Сирийца XII века. Сообщая, что в городе насчитывалось, без учета пригородов, 2478 храмов, 47 790 (по др. версии, 24 296) домов и 1561 терм, этот источник называет Александрию величайшим городом мира. Действительно, во времена империи она уступала по величине только Риму .

Прямо против города лежал остров Фарос , на северной оконечности которого в III веке до Р. Х. был построен знаменитый маяк из белого мрамора высотой 110 м, одно из семи чудес света; он рухнул в 326 году [4] , в XV веке на его развалинах был построен форт Каитбай. Остров соединял с городом мол Гептастадий, по сторонам которого были главные гавани: Большой порт на северо-востоке и порт Евноста на юго-западе. С востока город соединялся каналом с Нильской дельтой, а через нее - с остальным Египтом. Вне городской стены располагался некрополь, впоследствии превращенный в христианское кладбище. В северо-восточной части Александрии предположительно находился еврейский квартал, который был отделен стеной от ипподрома. В царском квартале, по-видимому, находились дворцы Птолемеев, окруженные садами, гробницы Александра Великого и Птолемеев, Мусейон с библиотекой. В городе были большой театр, храм Посейдона, Тимонейон, построенный Марком Аврелием , Кесарион (Цезариум), рыночная площадь - форум , гимнасий, Акрополь со зданием Сарапеума (построен в конце IV века до Р. Х.), еще одна большая библиотека, ипподром, суд и множество роскошных зданий, храмов и статуй. К началу IV века в Александрии уже насчитывалось 7 или более христианских церквей.

За исключением немногих зон археологических раскопок, попытки локализации и атрибуции общественных зданий и храмов остаются гипотетическими. Польские археологи в Ком эль-Дикка, в самом центре города, раскопали важную часть римского и византийского города: небольшой квартал позднеримского времени с жилыми домами, термы, возможно, III века по Р. Х., 2 общественных здания (одно из которых определили как одеон, а другое являлось, по-видимому, местопребыванием римского консула после 200 года). В этом же квартале найдены мозаичные полы, множество граффити и изображений игр на ипподроме и прочее.

Значительная часть города, описанного Страбоном, исчезла при Диоклетиане (284-305) в результате разрушений и нового строительства. Однако основная планировка античного города сохранялась и на протяжении христианских и мусульманских периодов. Александрия оставалась величайшим городом Восточной Римской (Византийской) империи . Восторженное описание ее имеется у Аммиана Марцеллина [5] . Однако на протяжении византийского периода происходило неуклонное возвышение Константинополя и начался постепенный упадок Александрии: были перестроены крепостные стены, в результате чего площадь города сократилась (не стало восточных кварталов). В конце IV века, когда при святом императоре Феодосии I в империи окончательно восторжествовало Христианство, в Александрии истребили значительную часть статуй, разрушили театр, храмы Диониса и Сарапеум. В 415 году был разгромлен еврейский квартал. В 536 году Александрия пережила крупный пожар. Завоевание Египта арабами в 651 году привело к эвакуации из города большинства греческого населения и резко подорвало ее торговое значение. В 973 году столица Египта была перенесена в Фустат (ныне Каир ), что привело к дальнейшему упадку Александрии. Обмелевшие гавани, система искусственных каналов и искусственных озер, связывавшая город с Нилом и внутренним Египтом, были заброшены. В середине XIX - начале XX века город пережил новый расцвет и активное строительство сильно повредило археологическим изысканиям: ни от одного из великих городов древности не сохранилось так мало, как от Александрии.

Катакомбы и некрополи

Археологическими раскопками обнаружены скальные гробницы Анфуши (II в. до Р. Х.) у Западного порта; некрополь в районе Мустафы-паши (I в. до Р. Х.); катакомбы Ком эш-Шаукафа (кон. I-II вв.), крупнейшие в Египте, сохранившие росписи и рельефы. Христианские некрополи обнаружены за городом между Шатба и Хадра, поблизости от Сарапеума и между Абаттуаром и Декхела. В 1820 - 1821 годах были найдены христианские катакомбы близ Габбариса.

В 1858 году близ колонны Помпея найдены катакомбы в Кармузе, которые получили название катакомб Вешера. В 1864 году там были открыты росписи [6] . Катакомбы состояли из 2 помещений. С юга располагался зал с апсидой в западной части и галереями с локулами в восточной. В северо-восточном углу зала в христианское время был устроен баптистерий . На севере помещалась камера с 3 аркосолиями. В апсиде зала и аркосолиях камеры имелись росписи. В апсиде был изображен Христос на троне между апостолами Петром и Андреем (Чудо умножения хлебов и рыб), Брак в Кане Галилейской. По сторонам от фриза апсиды представлены Иоанн , Марк , Варфоломей , Иаков и другие апостолы. В аркосолиях камеры были представлены Воскресение Христово , иллюстрация к Пс. 91, 13 , Вознесение Господне . Кроме того, были изображения апостолов, пророков, мучеников, креста с греческой надписью, Космы и Дамиана . По поводу датировки росписей существуют различные мнения: фриз в апсиде камеры Дж. де Росси датировал серединой IV века, О. Вульф - не ранее конца IV века, Й. Вильперт - V - VI веками.

В 1876 году недалеко от Кармуза найдены христианские катакомбы, названные Капеллой Руфини. В 1887 году христианские погребения обнаружены в катакомбах Мустафы-паши, а в 1897 году - в катакомбах Абу-эль-Ашем.

Церкви

В христианское время некоторые античные храмы были превращены в церкви или разрушены, а на их месте возводились церкви. Главным покровителем церковного строительства в Александрии был Патриарх Феофил (384/385-412). На развалинах Сарапеума, разрушенного в 391 году, он возвел мартирий и храм Иоанна Предтечи . Там же была выстроена церковь, носившая имя Феодосия II . На острове Фарос Феофилом была возведена церковь архангела Рафаила .

Со времени распространения монофизитства и вплоть до XI века Александрия была резиденцией коптского патриарха. Наиболее обширный перечень городских храмов содержится в труде коптского писателя конца XII - начала XIII века Абу-ль-Макарима по истории египетских церквей и монастырей. Абу-ль-Макарим описывает 41 храм, из которых часть принадлежала монофизитам, часть православным (мелькитам), порой они переходили от одной общины к другой. Только несколько церквей могут быть локализованы определенно. Церковь Бавкалеос , где был пресвитером ересиарх Арий , находилась в восточной части города. В окрестностях города была церковь святого Марка . В западной части, возможно близ Большого порта, святитель Афанасий построил в 268-270 годах [7] церковь Бендидейон (Мендидейон), получившую позднее его имя . В патриаршество Александра I (312/313-326/328) бывший храм бога Крона (Сатурна) был, вероятно, превращен в церковь святого Михаила . Кафедральным собором Александрийских патриархов сначала являлась церковь во имя святителя Феоны (282-300) в западной части города, затем им стала церковь святого Дионисия . Современный кафедральный собор Александрийского Патриархата, церковь святого Саввы , возможно, включает фрагменты постройки начала VII века.

Памятники искусства и художественные ремесла

Памятников античного периода в Александрии сохранилось немного: Колонна Помпея из красного гранита, возведенная в Сарапеуме в честь взятия Александрии Диоклетианом , цистерны из известняка, остатки гробниц некрополя, декоративные мозаики полов, рельефы.

На протяжении византийского периода Александрия была центром производства драгоценной порфировой скульптуры, предназначенной прежде всего для статуй императоров и правителей, которые хранятся во многих музеях мира, например бюст императора Максимина Дайи (нач. IV в.) из Каирского музея. В 1893 году Г. Ботти обнаружил в раскопках квартала Лаббане стенку порфирового саркофага IV века. Порфир доставлялся из Александрии в Константинополь для декорации дворцов и храмов - так, в 532 - 537 годах был привезен порфир для 8 колонн в угловых экседрах собора Святой Софии .

Из Александрии происходит ряд замечательных памятников византийской эпохи: надгробные стелы VI века с греческими надписями и изображением святого Мины между верблюдами, рельеф из монастыря святой Феклы начала V века (Музей Александрии), мраморные капители колонн, деревянные резные рельефы, хранящиеся в различных музеях.

В Александрии процветало ремесло резьбы по слоновой кости, ювелирное и текстильное производство, переписывание книг и иллюстрирование рукописей. Здесь была создана знаменитая иллюстрированная мировая хроника на папирусе раннего V века, фрагменты которой хранятся в ГМИИ имени А. С. Пушкина и в собрании папирусов Венской Национальной библиотеки.

Христианство в Александрии

Именно в Александрии в I веке нашей эры началась христианизация Египта, здесь по преданию проповедовал святой апостол Марк . С первых лет Христианства епископ Александрии пользовался особым уважением, со временем восприняв титулы патриарха и папы и сделавшись главой одного из древних Патриархатов - Александрийской Православной Церкви . С появлением монофизитства Александрийская Церковь подверглась тяжелой смуте и большинство верующих отпали от Православия, чем было положено начало Коптской Церкви . Подробнее об истории и нынешнем состоянии Христианства в Александрии см. статьи Александрийская Православная Церковь , Коптская Церковь .

Источники, Литература

Источники по древней Александрии

Страбон, География , 17, 791-795.

Диодор Сицилийский, 17, 52.

Иосиф Флавий, Иудейская война , 2, 4.

Lumbroso, G., Testi e commenti concernenti l'antica Alessandria , Mil., 1934-1938.

Machault, G., La prise d'Alexandrie ou Chronique du roi Pierre Ier de Lusignan , Gen., 1877.

"Alexandrinische Geronten vor Kaiser Gaius", Mitt. Papyrussamml , Gieß. Univ. 1939, N 5.

Литература

Neroutsos, T. D., L'аncienne Alexandrie , Alexandrie, 1888.

Zogneb, A. M. de, Études sur l'ancienne Alexandrie , Paris, 1909.

Bousset, W., Jüdisch-christlicher Schulbetrieb in Alexandria und Rom , Gött., 1915.

Breccia, E., Alexandrea ad Aegyptum , Bergamo, 1922.

Bell, H. I., Jews and Christians in Egypt: The Jewish Troubles in Alexandria and the Athanasian Controversy , Oxford, 1924.

Bell, H. I., Juden und Griechen im Römischen Alexandreia , Lpz., 1926.

Fuchs, L., Die Juden Aegyptens in ptolemäischer und römischer Zeit , W., 1924.

Combe, E., Alexandrie au moyen-âge , Alexandria, 1928.

Davis, H. Th., Alexandria, the golden City , Evanston (Ill.), 1957, vol. 1-2.

Forster, E. M., Alexandria: A History and a Guide , N. Y., 19613.

Tchericover, V. A., The Jews in Egypt in the Hellenistic-Roman Age in the Light of the Papyri , Jerusalem, 19632 (на иврите).

Bernand, A., Alexandrie la Grande , P., 1966.

Parsons, E. A., The Alexandrian Library , N. Y., 1967.

Ейне, А., "Александрия Великая", ВИ , 1969, № 10, 201-208.

Михаловский, К., Дзевановский, А., Александрия , Варшава, 1970.

Fraser, P. M., Ptolemaic Alexandria , Oxford, 1972, т. 1-3.

Jaehne, A., Alexandria in Aegypten, die Ehrebung zur ptolemäischen Metropole, die Chora, die Stadt , B., 1980.

Swiderek, A., "Le rôle politique d'Alexandrie au temps Ptolémées", Kraków , Uniwersytet, Zeszyty naukowe, 1980, N 536, 105-115.

"Alessandria e il mondo ellenistico-romano", Univ. di Palermo; Istituto di Archeologia. Studi e materiali , R., 1983, № 4.

Kasher, A., The Jews in Hellenistic and Roman Egypt: The Struggle for Equal Rights , Tüb., 1985.

Canfora, L., La véritable histoire de la bibliothèque d'Alexandrie , P., 1988.

Левек, П., Эллинистический мир , М., 1989.

Delia, D., "Alexandrian Citizenship During the Roman Principate", American Classical Stud. , Atlanta, 1991, № 23.

Modrzejewski, J. M., Les Juifs d'Égypte, de Ramses II à Hadrien , P., 1991.

Bilde, P., et al., eds., Ethnicity in Hellenistic Egypt , Aarhus, 1992.

Ilbert, R., et autres, Alexandrie: 1860-1960 , P., 1992 (Sér. mémoires; 20).

Jacob, C., et autres, Alexandrie IIIe siècle av. J. C. , P., 1992 (Sér. mémoires; 19).

Bernand, A., Alexandrie des Ptolémées , P., 1995.

Erksine, A., "Culture and Power in Ptolemaic Egypt: The Museum and Library of Alexandria", Greece and Rome , 1995, № 1, 38-48.

Сусликов, Ю., "Александрийская библиотека", Азия и Африка сегодня , 1996, № 8, 73-76.

Bar-Kochba, B., Pseudo-Hecataeus on the Jews: Legitimizing the Jewish Diaspora , Berkeley, 1996.

Barclay, J. M., Jews in the Mediterranean Diaspora: From Alexander to Trajan (323 BCE-117 CE) , Edinburgh, 1996.

Sly, D. I., Philo's Alexandria , London; N. Y., 1996.

Археология

DACL , 1907, vol. 1, col. 1098-1210.

Wilpert, J., Eucharistische Malereien der Katakombe Karmuz in Alexandrien: Ehrengabe deutscher Wissenschaft, dargeboten von katholischen Gelehrten , Freiburg, 1920, 273-282.

RAC , 1950, bd. 1, sp. 271-283.

Wessel, K., Koptische Kunst: Die Spätantike in Ägypten , Recklinghausen, 1963.

RBK , 1963, bd. 1, sp. 99-111.

Fraser, P. M., "A Syriac Notitia urbis Alexandrinae", Journal of Egyptian Archaeology , 1951, vol. 37, 103-108.

Abu al-Maka rim, "Ta'rkh al-Kana 'is wa-al-Adyirah", Еd. Samu 'l al-Surya n. Cairo, 1984, t. 1.

CoptE , 1991, vol. 1, 88-103.

Использованные материалы

Постернак, А. В., Этингоф, О. Е., "Александрия", статья Православной Энциклопедии :

http://www.pravenc.ru/text/64468.html

[1] На начало XXI века.

[2] Иосиф Флавий, Иудейская война , II 18. 7; Иуд. древн. , XIV, 117; Филон, Против Флакка , 55.

[3] Геогр. XVII 1. 1-19.

[4] Так по статье Православной Энциклопедии . По другим данным - рухнул в XIV веке от сильного землетрясения.

[5] История , XXII, 15-16.

[6] Вместе с планом катакомб опубликованные Дж. де Росси в 1865 году.

[7] Так в статье Православной Энциклопедии . Вероятно это ошибка, т.к. первосвятительство Афанасия Великого относится к 328 - 373 годам.

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо.