Значение ФИЛДИНГ ГЕНРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ

ФИЛДИНГ ГЕНРИ

Фильдинг (Fielding) Генри (22.4.1707, Шарпем-Парк, близ Гластонбери, Сомерсетшнр, v 8.10.1754, Лисабон), английский писатель. Крупнейший представитель литературы англ. Просвещения . Принадлежал к старинному аристократическому роду. Учился в Итонском колледже (1719v27), на филологическом факультете Лейденского университета (Голландия), в 1737v1740 v в юридической школе в Темпле (Лондон). С 1748 мировой судья в Вестминстере. Творческий путь начал как поэт (сатирическая поэма 'Маскарад', 1728, изд. под псевдонимом Гулливер) и драматург. Разнообразная в жанровом отношении (фарсы, комедии нравов, 'балладные оперы' в духе Дж. Гея , политические комедии) драматургия Ф. отмечена единой сатирической направленностью и всегда острозлободневна: 'Щеголь из Темпля' (1730, рус. пер. 1954), 'Политик из кофейни, или Судья в своей собственной ловушке' (1730, рус. пер. 1954), 'Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Мальчика-с-пальчик' (1731) и др. Объекты сатиры Ф. v продажность, падение нравов в общественной и частной жизни. Близкий в разоблачительном пафосе Дж. Свифту , Ф., однако, не столь радикален в выводах и часто прибегает к условно-благополучным развязкам. Многим обязанная классицизму, Мольеру, драматургическая техника Ф. в значительной степени рационалистична: смысловые имена, контрастные пары героев и т.п. Неприкрытая критика правительства Р. Уолпола в политических комедиях 'Дон Кихот в Англии' (1734, рус. пер. 1954), 'Пасквин. Комедия-сатира на современность' (1736, рус. пер. 1954) и 'Исторический календарь за 1736 год' (1737, рус. пер. 1954) послужила причиной принятия в 1737 закона о театральной цензуре, положившего конец деятельности Ф.-драматурга.

Первый роман Ф. v 'История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого' (1743, рус. пер. с нем. 1772v73) ещё тесно примыкает к его комедиям: обилие диалогов и сценических ситуаций, соединение гротеска с реалистичным изображением, актуальный политический подтекст и чёткая дидактическая установка. Новаторскими в искусстве прозы стали его романы-эпопеи ('комический эпос в прозе', по определению Ф.) v 'История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса' (1742, рус. пер. с нем. 1772v73) и 'История Тома Джонса, найдёныша' (1749, рус. пер. с франц. 1770v71). В первом из них, задуманном как пародия на самодовольную в своей ограниченности пуританскую мораль 'Памелы' С. Ричардсона (Ф. также предполагаемый автор пародии о Шамеле Эндрус), Ф., отойдя от первоначального замысла, в форме плутовского романа дал широкую панораму жизни англ. провинции 18 в. Главный герой книги в основном фигура служебная: достижение Ф.-реалиста, продолжателя традиций Сервантеса, v образ пастора Адамса, непрактичного, но вполне земного 'чудака'. В 'Томе Джонсе' концепция положительного героя углубляется: подготавливая безусловную победу доброго начала в характере Тома, писатель оставляет за героем возможность заблуждаться и даже совершать заведомо неблаговидные поступки. '... Удивительный знаток быта страны и крайне остроумный писатель' (Горький М., История русской литературы, 1939, с. 38), Ф. пополнил свою сатирическую кунсткамеру колоритными образами самодуров-помещиков, ханжей-священников, аморальных аристократов. Особое место в романах занимают пространные авторские суждения (в форме обращений к читателю), в которых развёрнута просветительская программа реалистического искусства. Роман 'Амелия' (1752, рус. пер. с франц., ч. 1v3, 1772v1785) свидетельствовал о растущем социальном пессимизме Ф.; некоторые мотивы сочинений Ф. предвещали литературу сентиментализма . В творческое наследие Ф. органически входит его публицистика. Издавал ряд журналов.

Ф. внёс огромный вклад в развитие европейского реалистического искусства, предварив творчество Дж. Г. Байрона, У. М. Теккерея, Ч. Диккенса, Б. Шоу. В России известен с конца 18 в.; ему даже приписывались некоторые произведения его сестры, Сары Ф., и Т. Смоллетта. Влияние Ф. испытал Н. В. Гоголь.

Соч.: The works, ed. by G. Saintsbury, v. 1v12, L., 1928; Novels, v. 1v10, Oxf., 1926; в рус. пер. v Избр. произв. [Вступ. ст. С. С. Мокульского], т. 1v, М., 1954.

Лит.: Алексеев М. П., Сатирический театр Фильдинга, в его кн.: Из истории английской литературы, М. v Л., 1960; Елистратова А. А., Английский роман эпохи Просвещения, М., 1966; Левидова И. М., Генри Фильдинг. Биобиблиографический указатель, М., 1957; Cross W. L., The history of Henry Fielding, v. 1v3, New Haven, 1918; Dudden F. H., Henry Fielding..., v. 1v2, Oxf., 1952; Watt I., The rise of the novel, L. v Berk. v Los Ang., 1962.

В. А. Харитонов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ.