(Thackeray) Уильям Мейкпис (18.7.1811, Калькутта, - 24.12.1864, Лондон), английский писатель. Крупнейший представитель 'блестящей плеяды' английских романистов 19 в. (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 648). Родился в семье богатого колон, чиновника. В 1829-30 учился в Кембриджском университете; много путешествовал. Работал журналистом (в том числе в журнале 'Панч'), талантливый художник-карикатурист.
Разнообразное в жанровом отношении (романы, комические повести, юморески, сказки, пародии, очерки, баллады и др.) творчество Т. едино в своей идейно-художественной направленности. Среди лучших произведений Т. - 'Записки Желтоплюша' (1840), повесть 'Кэтрин' (1840), цикл пародий 'Романы знаменитостей' (1847), романы 'Книга снобов' (1847), 'Ярмарка тщеславия' (1848), 'Пенденнис' (1850), 'История Генри Эсмонда' (1852), 'Ньюкомы' (1855), 'Виргинцы' (1857). Замечательными образцами английской прозы являются литературно-критические очерки Т. ('Английские юмористы XVIII века', 1853), его письма.
Понимание социально-исторических закономерностей, критика викторианской буржуазной эпохи соединяются у Т. с представлением о жизни как о вечном 'маскараде существования'; в истории он видит трагикомический гротеск, движение по замкнутому кругу (письмо к матери от 10 марта 1848). В своих философских воззрениях Т. был близок к М. Монтеню, Д. Юму.
Т. создал новый тип сатирико-юмористического романа, в котором, опираясь на традиции европейской литературы (Аристофан, Петропий, Ф. Рабле, Сервантес, Дж. Свифт, Г. Филдинг, Л. Стерн, В. Скотт и др.), соединил путём особых 'игровых' приёмов жизнеподобные формы отражения действительности с целой системой художественных условностей, восходящих к народному искусству (мотивы мифологические, сказочные, басенные, из английской 'рождественской пантомимы'), тем самым значительно расширив возможности социальной сатиры, углубив реализм изображения. Гротескно-сатирические образы Т. (Желтоплюш, Барри Линдон, Бекки Шарп, маркиз Стайн, Барнс Ньюком), раскрывающие глубину отчуждения человека в классовом обществе, выступают как социально обусловленные и одновременно 'вечные' типы. В обрисовке их Т. прибегал к символике, ироническому подтексту, алогизму, пародийной стилизации и т. п. Особое внимание он уделяет разработке образа автора-рассказчика, выступающего под масками-псевдонимами (Айки Соломоне, Микель Анджело Титмарш, Пендиннис). В России творчество Т., поддержанное революционно-демократической критикой, пользовалось широкой известностью в начале 50-х гг. 19 в.
Соч.: The works, v. 1-26, N. Y.-L., 1910-11; The letters and private papers. Collected and ed. by G. N. Ray, v. 1-4, Camb. (Mass.), 1946; в рус. пер.- Собр. соч., т. 1-12, СПБ. 1894-95; Собр. соч. в 12 тт., т. 1-3, М., 1974-75.
Лит.: История английской литературы, т, 2, в. 2, М., 1955; Алексеев М. П., Из истории английской литературы, М., 1960; Ивашева В. В., Теккерей-сатирик, М., 1958; Ray G. N., Thackeray, v. 1-2, L., 1955-58; Loofbourow J., Thackeray and the form of fiction, Princeton (N. J.), 1964; Flamm D., Thackeray's critics, Chapel Hill, [1967]; McMaster Ju., Thackeray: the major novels, Toronto, [1971]; Pantuckova L., W. М. Thackeray as a critic of literature, Brno, 1972.
В. С. Вахрушев.